Пьер корнель стихи о любви
Обновлено: 04.11.2024
Родился 6 июля 1606 г. в Руане в семье адвоката. По настоянию родных изучал право и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 г. показал свою первую комедию в стихах «Мелита» не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции.
В том же 1629 г. Мондори поставил «Мелиту» в Париже. Успех постановки позволили актерам, и автору обосноваться в столице. Труппа Мондори поставила и несколько следующих пьес Корнеля — «Вдова», «Галерея суда», «Субретка», «Королевская площадь». В 1634 г. Мондори при поддержке кардинала Ришелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель» организовал театр «Маре». Ришелье обратил пристальное внимание на творчество Корнеля и даже включил его в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он искал собственный путь в драматургии. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание. Наряду с комедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии: «Клитaндр», «Медея». Завершает этот этап пьеса «Иллюзия», которая стоит особняком в творчестве Корнеля — она посвящена театру и актерскому братству.
А вот следующая пьеса Корнеля — «Сид» (1636 г.) — оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье. Однако во Французскую академию он сумел пройти только с третьей попытки; дважды «бессмертные» его кандидатуру проваливали.
В этот период Корнель пишет также комментарии к отдельным своим пьесам и три «Рассуждения о драматической поэзии» («Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения», «Рассуждение о трагедии» и «Рассуждение о трех единствах»), опубликованные в 1660 г. Практическое же воплощение эти теоретические разработки нашли в трагедиях «Гораций» и «Цинна». Продолжает эту линию трагедия «Полиевкт». Корнель трактовал конфликт чувства и долга уже только с точки зрения государственной целесообразности.
Дальнейшая Эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения против абсолютизма во Франции в 1648—1653 гг.). К этому времени относятся пьесы «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» (жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), «Никомед», «Пертарит». В центре сюжетных переплетений — борьба за власть. К этому времени зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается, а премьера «Пертарита» в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Драматург вновь уезжает в Руан и решает отказаться от занятий литературой. Однако через семь лет, в 1659 г., возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке, привезя с собой новую трагедию «Эдип». Последующие 15 лет стали последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий («Серторий», «Софонисба», «Оттон», «Аттила», «Тит и Береника», «Сурена» и др.). К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира — Жана Расина, поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет жизни Корнель не писал для театра, хотя и выпустил в 1682 г. Новое собрание своих пьес.
Умер Корнель 1 октября 1684 г. в Париже, надолго пережив зенит своей славы.
Корнель Пьер стихи
* Без риска победив, без славы торжествуешь.
* Беспечность — худший враг, чем вражеская рать.
* Бесчестье равное волочит за собой тот,
Кто предаст любовь и кто покинул бой.
* Блаженства полного никто вкусить не может:
В счастливейшие дни нас что-нибудь тревожит;
Всегда волнение каких-нибудь забот
Довольству нашему дорогу перебьет.
* Бог страсти — злой тиран, и он за все в ответе.
* Богам не может быть угодно преступленье.
* Возлюбленных — найдешь, супруг — незаменим.
* Всегда везде для всех да будет правый суд.
* Давно замечено, что любопытство тоже
Сердца иные жжет и на любовь похоже.
* Дарите исподволь — и цену дар удвоит:
То, как вы дарите, самих подарков стоит.
Один проигрывает в карты, а другой
Колечко снятое забудет взять с собой.
Невежа, если щедр, то одаряет даму
Так, словно милостыню ей дает, и сраму
Ему не избежать, и он старался зря:
Хотел понравиться — и оскорбил, даря.
* До преступления доходит страсти сила:
Богов она винит, вступая в спор с судьбой.
* Дух, приученный быть доблестным всегда,
Принесть повинную не может без стыда.
* Если сердце смело,
Оно не станет ждать, чтоб время подоспело.
* Женщинам дарована богами
Столь пагубная власть над лучшими мужами!
И жены слабые, бессмертных теша взгляд,
Над сильными, увы, и смелыми царят!
* Живет надеждой страсть и гибнет вместе с ней:
То пламень, гаснущий, когда нет пищи новой.
* Живой пример верней, и только он велик.
* За равную вину и кара всем равна,
Виновных различать Фемида не должна.
* Из двух красивей та,
Которая при нас не открывала рта.
* Когда любовь не ложна,
Того, кто ей немил, любить нам невозможно,
Все домогательства тогда обречены.
* Когда мы верного утрачиваем друга,
Ничто не исцелит душевного недуга.
* Когда нет того, кого любишь, приходится любить то, что есть.
* Коль совершился брак, то брачного союза
Нерасторжима связь, ее нельзя порвать:
Супруги не должны в разлуке пребывать.
* Коль страсти одолели,
Дано им бушевать, пока не минет срок.
Но в скором времени иссякнет их поток.
* Кто много говорит, тот говорит много глупостей.
* Кто не боится смерти, тому не страшны угрозы.
* Кто презирает страх, тот слишком возгордился.
* Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит.
* Где нет опасности, не может быть и славы.
* Любовь — жестокий царь, ее всесильно иго.
* Любовь обманутая — больше не любовь.
* Можно ли пенять
На небеса за то, когда по их веленью
Две связаны души, когда ни на мгновенье
Они не в силах друг о друге позабыть
— Коль этой связи нет, любви не может быть.
* Мы не вправе жить, когда погибла честь.
* Нельзя, чтобы гордец так сразу уступил.
Он знает, чай не прав, но сердце в нем надменно,
И тягостно ему сознаться откровенно.
* Обманутый в любви не знает снисхожденья.
* Одна лишь красота нас покоряет силой,
Мы, смерти не страшась, боимся гнева милой!
* Отважная душа не станет вероломной.
* От веры до любви короткая дорога.
Внушить доверие — о, это очень много!
Когда поверишь ты, что он в тебя влюблен,
Полюбишь и сама: таков любви закон.
* Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает.
* Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда.
* Пример действует сильнее угрозы.
* Приходит — кроткая, царит же — как тиранка,
Но раз твоей душе понравилась приманка,
Преодолеть любовь душа уж не вольна.
* Ранимы жалостью высокие сердца,
Участье к слабому — не слабость храбреца.
* Рассказывая о своем горе, часто его облегчаешь.
* Ревность возбуждать одной любви пристало.
* Сдержан только тот, кто перестал любить.
* Сердца, не знавшие тревоги и боренья,
Бесчувствием своим внушают подозренье.
* Сколь зависти достоин
Тот, кто, теряя мощь, теряет жизнь, как воин,
И сколь казним судьбой отважный человек,
Который долго жил и пережил свой век!
* Слава громкая, которой столь горды мы,
Пройдет, как легкие, рассеиваясь, дымы.
* Слезам возлюбленной легко осилить нас;
Неотразим сквозь них огонь прекрасных глаз!
Над сердцем в этот миг так властны сожаленья.
* Сначала в силах мы сопротивляться страсти,
Пока она своей не показала власти.
* Скрывай желания, таи мечты свои.
Так со смертными судьба порой играет:
То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает.
И так устроен мир, что в счастье иногда
Уже заключена великая беда.
* Тому, кто жил, себя для славы не жалея,
Перенести позор — нет ничего страшнее.
* У брака и любви различные стремленья:
Брак ищет выгоды, любовь — расположенья.
* Уменье властвовать не черпается из книг.
* Хуже муки нет, чем страстно полюбить
Того, кто ненавистью будет вам платить.
* Человек мужественный верен своему слову.
* Чем лучший оскорбил, тем глубже оскорбленье.
* Честь у мужчин одна, возлюбленных так много!
Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.
* Чужая боль не то, что боль души своей.
* Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Как украшает снисходительность героя!
Читайте также: