Пародия на стихи как называется

Обновлено: 04.11.2024

ПАРОДИЯ — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного произведения в специально изменённой форме.

Говоря иначе, пародия - это «произведение-насмешка», написанное по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе - в прозе и в поэзии. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манеры исполнения.

Не знаю, есть ли у меня здоровое чувство юмора (это судить не мне, а окружающим), но похохотать я люблю и потому обожаю людей с хорошим чувством юмора – умных и начитанных. Приписка про умных и начитанных - здесь вовсе не лишняя, потому что далеко не всё, над чем охотно смеется наш «электорат», и что нам показывают по телевизору в качестве смешного, мне таковым кажется. ОСТРОУМИЕ возможно лишь там, где есть определенный уровень культуры, и где присутствует не только острота, но и ум.

Пародия – жанр ядовитый. Хорошую пародию способен написать только умный человек, но я убеждена, что к желанию пародировать должны прилагаться не только ум, но и доброта. Пародия не должна унижать личность автора и вообще касаться его: пародировать можно только произведение, причем, достаточно деликатно, ведь практически каждый из нас в самых разных обстоятельствах и при любом уровне личного мастерства может иногда пропустить ляп в поэзии – оговориться или написать двусмысленность. И это – не повод делать человека объектом насмешки.

Для начала разберемся на примерах, что называется пародией, а что - не более, чем шутливый отклик. Начну с себя, любимой.

Скажу сразу: пародия - это не мой жанр, я их не пишу, потому что, скорее всего - не умею. Хотя и делала некоторые попытки. На них, как на самых простых примерах пародий и "не пародий" я и покажу вам их особенности. Образцы лучших пародий других авторов будут у меня после проведения конкурса пародий, который должен состояться на странице Ликбез в самое ближайшее время. После подведения его итогов мы и поговорим об этом жанре более предметно. А пока использую то, что имею - свои архивы.

«Нежный Скунс - толковый крендель.
Затвердил я назубок:
Миру - мир, солдату - дембель,
Скунсу - тихий уголок.
Мех густой мне греет кожу,
Можно так спокойно спать.
Если скунса не тревожат,
То зачем ему вонять?!
Но для скунса будет странно,
Скажем даже - не к добру,
Если я на графоманов
Грозно хвост не задеру.
Вмиг проснусь я, если лиры
Издадут фальшивый звук.
. А Поэтам всей Стихиры
Нежный Скунс - хороший друг!»

я когда-то в ответ ему написала следующий стишок:

«Розы – бабам, детям – сласти,
стихирянам - воспарить,
Скунсу – не чинить препятствий,
чтоб пародии творить.

Графоманом стать не сложно,
мне б прослыть поэтом здесь.
Скунса Нежного встревожить -
я решилась – смелость есть.

Но, увы, дрожат поджилки, –
вдруг издам фальшивый звук?
С лиры сыплются опилки,
и Пегас мой стар и глух…

И чего мне не сиделось
в отведённом уголке?
Хвост задрал… Ну, всё, допЕлась!
…Посижу на ветерке…»

Стихи написаны в том же стихотворном размере и играют роль ответа на конкретную публикацию Нежного Скунса. Это, конечно же, еще не пародия, а всего лишь шутливый отклик – продолжение чужой темы в стихах того же формата. Настоящая пародия – это не просто продолжение темы одного стихотворения, а попытка передать характерный стиль письма пародируемого автора и даже немного его гиперболизировать.

Например, на следующее произведение одного из авторов нашего сайта:

«У атрибута времени есть свойства:
Четыре модуса, четыре состоянья.
Вот модус Осени- с присущим беспокойством
Всё поменять, пустить на растерзанье

Дождям и ветру, с заморозком в тело.
Ведь осень - это вечер меж годами.
А вечер Бога - Кали Юги эра,
Конечная, чтобы покончить с нами?

И небо невозможнейшего цвета!-
Размером с лепесток от василька,
А вот бы светофору это кредо-
Зажёчься - синим. С трассы в облака

Рвануть в авто - весь в крылышки одетый,
И хаос переждать. Пока-пока. »

я когда-то не удержалась и написала пародию - мою попытку скопировать язык и способ поэтического видения мира другого автора:

«У атрибута нетто есть и брутто,
И очень много разных дивергенций,
Прижмет нас кали-юга без сентенций,
Поскольку «модус» для поэта – круто!

А светофору – так ли нужно кредо?
Тем более, что «с трассы в облака».
Консенсус найден. Эпикриз! Победа.
Нас хаос ждет, еще живой пока!

Люблю стихов летучие нюансы,
Люблю поэтов яркие посылы.
Намедни вам еще отправлю стансы:
Авто взлетел мой, хоть и не просила…»

Получилось ли это смешно или нет, судить не мне. Настоящая пародия должна быть не просто копированием стиля, но, в первую очередь - ОСТРОУМНЫМ копированием.

Еще раз повторю: пародия - это не критика стиля автора, не насмешка над ним или его творением, а только попытка войти во внутренний мир другого творца и воплотить его в другом материале: на другом сюжете, с изложением темы другими способами, но с сохранением стиля пародируемого автора.

А теперь поговорим об особенностях жанра пародии и начнем с правил хорошего тона поэтической пародии.

Искусство поэтической пародии ничуть не ниже поэтического искусства вообще. Умение их писать должно включать в себя искусство владением поэтическим слогом, наличие остроумия плюс литературоведческие знания, к ним же – знание психологии. Недаром, известных пародистов куда меньше, чем известных поэтов!

Хорошая пародия – это не просто юмор. Это преувеличение явления, это умное использование метафор, это проникновение в чувства и ситуации, описанные в том стихотворении, которое выбрал пародист. Пародист должен найти главное в стихотворении, чтобы осмыслить его и показать читателю более выпукло и ярко – остроумно!

Значит, успешную пародию можно написать только на хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие внимания! Хорошая пародия – это реклама автору стихотворения. Как же так, ведь пародия – насмешка?

«Пародия есть только насмешка» - это ошибочное мнение. Поэтов - много, хороших пародистов – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его значимость, заметность. Пародист, прежде чем писать пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта (пусть это не так на нашем сайте, но именно так это должно происходить!). Его целью является не издёвка над случайной ошибкой, а поиск стихотворения, которое в ряду прочих содержит в себе нечто нестандартное - мысль, метафору, подход. Пародия в литературной среде рассматривается НЕ КАК НАСМЕШКА НАД АВТОРОМ, А КАК УЛЫБКА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАД СТИЛЕМ НАПИСАНИЯ.

Пародия, которая обижает автора - всегда плохая пародия. Если вы видите ошибки речи или техники стихосложения другого человека - не пишите на него пародию (вам никто права на это не давал!), лучше оставьте ему тактичный и конструктивный отзыв, а если вас и об этом не просили, то лучше не вмешивайтесь - не судите. Чужие стихи и чужие темы, чужие ошибки, сделанные в них по неумению - это не то, над чем вы имеете право утверждаться. Пародию лучше писать не на то, что плохо, неумело, а на то, что талантливо и не похоже на всё остальное, на то, что вам нравится.

Умение отделить автора стихотворения от созданного им литературного героя всегда обезопасит автора пародий от отношения к нему как к злому насмешнику. В этом особая тонкость поэта-пародиста, в этом - его знание психологии автора и уважение к нему как к человеку. Пародист (настоящий пародист!) должен уметь отличать, в каком из стихотворений говорит сам автор, а в каком – созданный им поэтический герой. Только в таком случае никакой обиды пародия у нормального поэта не вызовет.

Итак, УДАЧНАЯ ПАРОДИЯ – ЭТО НЕ ВЫСМЕИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ УЛЫБКА НАД НЕУДАЧНОЙ РИФМОЙ ИЛИ АЛЯПОВАТОЙ ФРАЗОЙ. УДАЧНАЯ ПАРОДИЯ – ЭТО НЕОЖИДАННОЕ РАСКРЫТИЕ ЯВЛЕНИЯ, ЧУВСТВА, КОТОРОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ СКРЫТО, ЗАВУАЛИРОВАНО, ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ ТАКОВЫХ ДО СМЕШНЫХ (ПО-ДОБРОМУ) ПРЕДЕЛОВ.

Иногда пародисты используют в своих пародиях не одно, а два или три стихотворения, и, если эти стихи хорошо знакомы слушателям, то их пародия приобретает особый интерес, становится известной, запоминающейся.

ПАРОДИЯ - это вид сатиры. Формы пародии разнообразны, они включают, например, сатирические разоблачения чуждых влияний, пережитков, борьбу с недочетами современной литературы. Подробно о жанре «сатира» я здесь рассказывать не буду – это немного другой жанр. Добавлю лучше несколько слов о пародистах (не о всех, конечно!) нашего сайта.

Пародистов на СТИХИ.РУ (в отличие от литературного мира) достаточно много – это определенная категория авторов, которая не пишет стихов на собственные темы, а использует чужие. Таковые с непонятной мне гордостью именуют себя «Волками - Санитарами» сайта! Предмет их творчества – это высмеивание чужого несовершенного творчества.

Если истинный пародист всегда «занимается» лучшими поэтами, то подобные «волки» ищут худших: это их «добыча». Их пародии бывают очень остроумны, часто они куда интереснее тех, на что пишется пародия, но они всегда злы – куда злее, чем того заслуживают их жертвы. Жертвами становятся две категории авторов:

1. НАЧИНАЮЩИЕ, пока еще не овладевшие техникой, или те, кто вряд ли когда-нибудь ею овладеют и станут великими. (Последнее - не позор: не каждый человек должен быть гениальным именно в поэзии, а попробовать свои силы в стихосложении имеет право любой).

2. «РЕЙТИНГИСТЫ» - далеко не всегда мастера, но более или менее освоившие технику стихосложения поэты, которые благодаря своей тяге к сочинительству и любви к общению изо дня в день публикуются на сайте, хотя уровень их мастерства при этом почти не изменяется. Они ежедневно дарят свои отзывы ни о чём или отвлеченно хвалебные отзывы огромному списку своих друзей из «Избранных», благодаря чему сами получают ответные, а значит, постоянно находятся в первых списках рейтинга. Пародистов это страшно злит, и они начинают выискивать в их стихах любые поводы для пародирования.

Мне тоже не нравятся ни игра с отзывами по принципу «ты мне - я тебе», ни слабая техника начинающих, но вот желания сделать их объектом своей насмешки в пародиях у меня не возникает.

Пародист-волк считает свою борьбу с «серостью» - личной заслугой: он, якобы, таким образом борется за качество поэзии сайта! Увидев слабые места стихов, пародист-волк не идёт трудным путём – не пишет авторам конструктивных отзывов с тактичным разъяснением их ошибок. Это трудно, ибо: а) это требует определенных теоретических знаний и умения внятно объяснять; б) это требует затрат личных сил и личного времени; в) это рискованно: иной автор вместо благодарности может вас и «послать»!

Но, если уж ты ратуешь за качество стихов, то прими и это! И критикуй другого лицом к лицу! Пародисту это не нужно, ему глубоко наплевать на поэзию других - нужен только объект для приложения своего личного таланта и остроумия и взятая на прокат чужая тема. Вся авторская страница иного «пародиста» состоит исключительно из насмешек над другими - собственных стихов по собственным темам он не пишет! Или пишет их крайне редко, причем, неблестяще пишет…

Хотите ли вы стать таким автором-волком или нет - дело ваше. Я – за доброту и уважение к людям.

С уважением, Ваша Алкора.

© Copyright: Творческая Мастерская Алкоры, 2014
Свидетельство о публикации №114012208502 Рецензии

Уважаемая Алла!
Очень нужная статья и особенно это суждение:

Значит, успешную пародию можно написать только на хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие внимания! Хорошая пародия – это реклама автору стихотворения. Как же так, ведь пародия – насмешка?

«Пародия есть только насмешка» - это ошибочное мнение. Поэтов - много, хороших пародистов – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его значимость, заметность. Пародист, прежде чем писать пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта (пусть это не так на нашем сайте, но именно так это должно происходить!). Его целью является не издёвка над случайной ошибкой, а поиск стихотворения, которое в ряду прочих содержит в себе нечто нестандартное - мысль, метафору, подход. Пародия в литературной среде рассматривается НЕ КАК НАСМЕШКА НАД АВТОРОМ, А КАК УЛЫБКА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАД СТИЛЕМ НАПИСАНИЯ.

Читайте также: