Паллада богданова бельская стихи

Обновлено: 22.11.2024

1 января (13-го — по новому стилю) 1887 года в Варшаве (по другим сведениям — в Петербурге) родилась Паллада Олимповна, урождённая Старынкевич, в замужествах: Пэдди-Кабецкая, Богданова-Бельская (под этой фамилий вышел сборник её стихов «Амулеты»), Берг, Дерюжинская и Гросс. Имя и отчество — настоящие. Хотя сама писала, но больше стихов было посвящено ей.

После окончания варшавской гимназии в 1903 году они с матерью уезжают к отцу, в Петербург, где селятся на ул. Коломенской, дом 25. Столица круто меняет её судьбу и жизненный ритм. На этой почве у Паллады происходят разногласия с родителями, она уходит из дома и поступает на Бестужевские высшие женские курсы. Там она знакомится с Корой (Конкордий) Антаровой — будущей солисткой оперы. Они стали посещать литературные и музыкальные вечера, которые устраивали знакомые по самым разным квартирным адресам Петербурга. Там всегда можно было перекусить или хотя бы выпить горячего чая.

На этих вечерах собиралась студенческая и творческая молодёжь. Литераторы, поэты, музыканты, художники. Талантливые и бездарные, известные и только приехавшие из глубинки.

Среди её возлюбленных были и знаменитости: эсер, член боевой организации Егор Созонов, юный поэт-гусар Всеволод Князев, а скандальную известность Паллада приобрела в 1909 году после того, как от любви к ней застрелились два человека. Одним из них был сын генерала Головачёва, живший напротив дома семьи Старынкевичей, а другим — внук драматурга Островского, стрелявшийся, якобы, в присутствии Паллады. От Созонова (после убийства министра внутренних дел Плеве был арестован и отправлен на каторгу) она родила двух замечательных близнецов, которых нарекла на радость отцу и деду — Орестом и Эрастом, которых Паллада вскоре отвезла к родителям в Царское Село.

Теперь она решает стать артисткой и поступает в театральную студию Николая Евреинова, в этот весёлый театр для пожилых детей, которую заканчивает в 1911 году. Берёт себе в качестве псевдонима вторую фамилию — Бельская. В этот период её жизни, идёт череда страстных любовных романов, которые заканчивались, как правило, очередным кратковременным браком и сменой фамилии. Она была графиней Берг, затем Пэдди-Кабецкой, потом Дерюжинской. Рюрик Ивнев считал её очень характерной и яркой личностью Петербурга того времени. Интересная, живая, оригинальная. Её небольшая квартира и днём и ночью была к услугам любой экстравагантной компании.

Художник Милашевский писал: «Она не была красива, но была неповторима, а это больше! Больше! Когда Паллада шла по улице, прохожие оборачивались. На плечах накидка — ярко-малиновая или ядовито-зелёная. Из-под неё торчат какие-то шелка, кружева, цветы. Переливаются всеми огнями бусы. На ногах позвякивают браслеты. И все это, как облаком, окутано резким, приторным запахом «Астриса»… Денег у Паллады мало. Талантов никаких. Воображение воспалённое… Перья, ленты, амулеты, орхидеи. Но главное — какая-то смелость, даже агрессивность в отношениях с мужчинами».

Из воспоминаний Георгия Иванова:
«От Загородного, у самого Царскосельского вокзала, влево — переулок. Переулок мрачный, грязный. В конце его кривой газовый фонарь освещает вывеску «Семейные бани». Эстет, впервые удостоенный чести быть приглашённым на пятичасовой чай к Палладе, разыскав дом, увидев фонарь, лоток с мылом и губками, эту надпись «Бани», — сомневается: тут ли? Сомнения напрасны — именно тут. Самое изысканное, самое эстетическое, самое передовое общество (так, по крайней мере, уверяет хозяйка) собирается именно здесь… Смело толкайте стеклянную дверь с матовой надписью «Семейные 40 копеек» и входите. Из подъезда есть дверка во двор, во дворе другой подъезд… Подымайтесь на четвёртый этаж, звоните…» Фантастика, но и бани, и дверка из их подъезда, ведущая во двор-колодец, — все существует до сих пор. Паллада считала, что это «ужас как экстравагантно». «Где вы живете?» — «В бане. Адски шикарно!».

В 1917 году очередной роман взахлёб — Паллада выходит замуж за скульптора Глеба Дерюжинского, но тут же влюбилась в соседа по дому, где жила супружеская чета (пер. Саперный, 10), в Леонида (Льва) Каннегиссера — 19-летнего поэта, дружившего с Сергеем Есениным.

«Я не могу жить без выдумки, Лёня, не могу жить без мечты и страсти, а люди должны мне помогать в этом, иначе я не верю в свои силы»… — пишет Паллада любимому.

Лёня — юнкер Михайловского артиллерийского училища. В ночь с 25 на 26 октября вместе с несколькими другими романтиками, идёт защищать Временное правительство. Позже Каннегисер входил в подпольную антибольшевистскую группу, возглавляемую его двоюродным братом Максимилианом Филоненко. Тот поддерживал тесную связь с Борисом Савинковым, который отдал приказ о ликвидации председателя Петроградского ЧК Урицкого. Лев хладнокровно и артистично одной пулей убивает Моисея. Каннегиссера расстреляли.

После революции, уже ставшая героиней мемуарной литературы, скромно жила в Царском Селе, затем — в Ленинграде. Паллада в последний раз выходит замуж — за Виталия Гросса (агент внешней разведки, работал в Коминтерне, выезжал в США, Францию, Германию). В 1925 году рожает от него сына — Эрнеста. Прошла через войну, блокаду и стала пенсионеркой союзного значения… Поддерживала контакты с поэтами Ахматовой и Тихоновым.

В 1948 году Гросс послала Анне открытку, которая передаёт её настроение: «Наверно, я вскоре умру, потому что очень хочу вас видеть и слышать — а я теперь тень безрассудной Паллады. Страшная тень и никому не нужная».

Умерла в Ленинграде 19 июля 1968 года.

Она была худа, как смертный грех,
И так несбыточно миниатюрна.
Я помню только рот её и мех,
Скрывавший всю и вздрагивавший бурно.

Смех, точно кашель. Кашель, точно смех.
И этот рот — бессчётных прахов урна…
Я у неё встречал богему, — тех,
Кто жил самозабвенно-авантюрно.

Уродливый и бледный Гумилёв
Любил низать пред нею жемчуг слов,
Субтильный Жорж Иванов — пить усладу,
Евреинов — бросаться на костёр…
Мужчина каждый делался остёр,
Почуяв изощрённую Палладу.

Январский день. На берегу Невы
Несётся ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Саломея?
Те, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду.

А.
Не забыта и Паллада
В титулованном кругу,
Словно древняя Дриада,
Что резвится на лугу,
Ей любовь одна отрада,
И где надо и не надо
Не ответит, не ответит, не ответит «не могу»!

«За что? — она спросила Бога, —
В удел мне тернии, в удел мне кровь?» —
«За то, что было слишком много,
Тех, кто желал узнать с тобой любовь».

«За то, — она сказала нежно, —
Тогда, Господь, брось больше терний мне,
Чтобы могла я безмятежно
Грешить, все зная, и в предсмертном сне!»

© Copyright: Йеро С-Пб, 2017.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.01.2017. Любовью жги любовь!
  • 26.01.2017. Новинки года - AFI - The Blood Album
  • 23.01.2017. Сплав речи и океана
  • 19.01.2017. Рубен Дарио
  • 18.01.2017. SOHN - Rennen
  • 15.01.2017. С собой унесёт навсегда?
  • 13.01.2017. Паллада
  • 06.01.2017. Опять 130-й!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: