Особенности цикла стихи о прекрасной даме

Обновлено: 04.11.2024

Анализ цикла стихотворений

(А. А. Блок) необходим в рамках знакомства с творческим путем поэта.

Творчество А.А. Блока относится к такому течению в литературе и в искусстве в целом, как символизм, характеризующимся новаторством в использовании символов. Характерными приемами символизма стали недосказанность, тайна, загадка. Блок – один из самых ярких представителей символизма, и в то же время, можно точно сказать, что он, несмотря на приверженность этому течению, шел по своему, особому, пути раскрытия образов и использования символов в творчестве.

А. Ахматова назвала А. Блока «трагическим тенором эпохи», и особенно ярко прослеживаются темы, идеи, мотивы и настроения блоковского символизма в цикле стихов о Прекрасной Даме. Именно в этом цикле встречает читатель влияние символизма и творчества Тютчева, Фета и Полонского на творческую деятельность одного из величайших русских писателей. Стихи эти также созвучны взглядам и идеям философа и поэта А. Соловьева. Все основные идеи о приближающейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и о Вечной Женственности мы встречаем в «Стихах о прекрасной Даме».

Первая публикация «Стихов о Прекрасной Даме», самым лучшим творением Блока, вышла в 1904 году. Книга создавалась легко и быстро, вероятно, оттого, что муза способствовала вдохновению поэта. Поэтому в книге главы расположены в хронологическом порядке, в отличие от следующих, где стихи разделены в соответствии со смыслом и с тематикой.

Хотя и нельзя не отметить тот факт, что поэтический цикл автобиографичен, ведь все стихи в нем писатель посвятил своей музе и тогда еще будущей жене Л. Менделеевой, это посвящение завуалировано, образ женщины размыт и как бы спрятан за туманной дымкой. На протяжении всего цикла лирическая героиня одна, но читатель видит ее в разных ипостасях: в космическом образе Души мира, в религиозном — Царицей Небесной и в бытовом — нежной, но слегка высокомерной женщиной.

Так, прекрасная дама Блока сочетает в себе земные и божественные черты, таит неизведанное и манит к себе. Но лейтмотивом цикла стало стремление к свету, который характерен для многих поэтов-символистов. Например, в стихотворении поэта Анненского «Среди миров» перед читателем женщина и есть свет. Вот и блоковская Прекрасная Дама светит для него ярче солнца.

Явление Царицы на землю – второй основной мотив, обозначенный во вступлении.

Отвлеченная лексика, а также написание стихотворения дольником придают ему некоторую взволнованность, большую эмоциональную напряженность. А эпитетами «темные храмы», «ласковые свечи», «озаренный образ», «отрадные черты» создается торжественность, но не громкая, а ласковая, обнимающая лирического героя, заставляющая отдавать себя чувствам полностью.

Метафоры же «глядит образ», «ризы Жены», «бегут улыбки, сказки и сны» создают загадку, которую разгадать сможет только лирический герой, в последнем четверостишии окончательно убедившийся, что перед ним действительно неземная Вечная Жена.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Женщина в этом стихотворении не просто неземное существо, но и чистая, непорочная, как божество. Об этом читателю говорит предметный и цветовой ряд стихотворения: свечи, кадильный огонь, церковь, алтарь. И все предметы будто заволокло легкой «мутно-голубой» дымкой. В стихотворении господствует белый цвет: белые цветы, белая церковь, белый туман, за которым спрятан облик милой дамы. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность любимой, перед которой преклоняется лирический герой, как перед божеством. И это сравнение неслучайно, ведь в религии белый цвет означает веру в Бога. Неясные очертания предметов, размытые образы стихотворения создают мотив сна, который участвует в создании мистической, таинственной атмосферы и делает недосягаемым образ женщины.

Но в конце стихотворения очертания сюжета становятся более реалистичными, в последней строфе Блок предсказывает свадьбу со своей возлюбленной:

И действительно, чуть меньше, чем через год, после мучительного романа с Л. Менделеевой, бракосочетание, наконец, состоится.

В стихотворении активно используется звукопись. Больше всего в нем гласных звуков «о», «а», что придает произведению мелодичность, неторопливость, загадочность.

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Здесь и крик, и молчаливый страх одновременно.

Анафора «Весь горизонт в огне», которую использует поэт в этом стихотворении, помогает понять, насколько сильны чувства влюбленного. Горизонт – будущее, пылает сильной эмоциональной бурей в душе лирического героя. Анафора «Изменишь облик Ты» звучит, как исповедь в своих страхах.

Замечательно и то, что поэт пишет местоимение «Ты» с большой буквы. Все-таки по-прежнему женщина остается божественным, недосягаемым существом на земле.

В этом стихотворении как бы спадает пелена сна, окутавшего лирического героя в предыдущих стихах, что и приносит с собой тревогу за несовпадение мечты с действительностью, и последняя явно принесет с собой разочарование.

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Антитезой стихотворение и заканчивается, оставляя героя в полной растерянности перед выбором.

Какой же выбор так сильно мучил душу лирического героя?

Все сильнее и больше становится пропасть между миром грез и миром земным. И в душе героя рождается осознание этого противостояния двух миров, и он, находясь между ними, не может решиться оторваться от мечты, и в то же время, земная реальность вносит разлад в его душу и чувства. Теряется и облик Божественной женщины, которому не место на земле среди обычного и обыденного. И это пугает лирического героя.

Все так же мы читаем в блоковских строках образы храма, но это уже не тот белый и чистый храм, как в предыдущих стихах сборника. Цвета меняются, становятся невнятными, блеклыми, даже храм покрывается хмурым небом.

Появляются в стихотворении и образы теней, ступеней, раздаются звуки недавних больших похорон из храма. Звуки и цвета создают мрачное, тревожное ощущение, предчувствие беды. Как будто предстоит лирическому герою похоронить свои мечты и чувства.

Но в последних строках опять появляется сомнение в необходимости принятия реальности. Нужна ли она? Готов ли он попрощаться с милым обликом той, которую все еще продолжает ждать и любить?

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты — там.

«Ты» все еще пишется с большой буквы. Она еще здесь, близко, потому что еще жива мечта. И в то же время, она может навсегда остаться в мечтах лирического героя.

Цикл стихов «О Прекрасной Даме» живет в мире символов, в мире мечты и недосягаемой Божественной Женщины. Но реальность, вторгаясь в этот идеальный мир, тесно переплетаясь с ним, нарушает гармонию. Осознание этого диссонанса меняет мировоззрение молодого писателя, оказывая влияние на его дальнейшее творчество.

Читайте также: