Основная мысль стихов маяковского

Обновлено: 04.11.2024

Поэты-футуристы начала XX века ставили своей целью создание абсолютно новой поэзии. Для этого они экспериментировали над формой, призывали к словотворчеству и смело высказывали в своих текстах отрицание общепризнанных ценностей. Одним из ярчайших представителей этого направления стал В. Маяковский, ранние стихотворения которого наглядно демонстрируют бунтарский дух футуризма. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Нате!» по плану, который продемонстрирует все структурное и смысловое своеобразие этого яркого текста.

История создания

В. Маяковский создал стихотворение «Нате!» в 1913 году. Поэту удалось впервые прочесть свой обличительный текст на открытии московского литературного кабаре «Розовый фонарь», куда он был приглашен. Стихотворение вызвало ярость публики, вследствие чего даже потребовалось вмешательство полиции.

Интересным фактом является, что чтение происходило 19 октября – в годовщину Пушкинского Лицея, ведь Маяковский в своем стихотворении развивает тему поэта и поэзии, традиционную для русской литературы и многократно поднимаемую А. С. Пушкиным.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Нате!» можно отнести к сатирическим стихотворениям. Поэт направляет свой обличительный пафос на самодовольную публику, для которой доступен и важен лишь мир материальных вещей, высмеивает и оскорбляет ее.

В тексте отчетливо проступают основные принципы, провозглашенные русскими футуристами. Лирический герой противопоставляет себя толпе, обрушивает на нее целый шквал насмешек и уничижительных описаний.

Поэт экспериментирует и с формой своего произведения, которое создает с помощью акцентного стиха, то есть просто использует примерно одинаковое количество ударных слогов в каждой строфе. В стихотворении «Нате!» чередуется точная и неточная, мужская и женская рифмы, рифмовка выбирается перекрестная.

Смысл названия

Само название стихотворения Маяковского звучит как вызов. Просторечное выражение «нате» выбрано неслучайно. Поэт намерен с помощью своего текста обратить на себя внимание и, одновременно, выразить презрение к толпе, погрязшей в быте и потребительских удовольствиях.

С этими задачами отлично справляется название. Оно сразу демонстрирует неординарность текста и его создателя, но при этом несет на себе явный пренебрежительный оттенок.

Композиция

Стихотворение «Нате!» состоит из трех четверостиший и одного пятистишия.

  1. Первая строфа представляет собой экспозицию, обрисовывает декорации действия. Перед читателем предстает с одной стороны – сытая и безразличная публика, представленная общей массой «обрюзгшего жира», с другой – поэт, раскрывающий перед ней «шкатулки стихов».
  2. Далее Маяковский пытается рассмотреть этих людей поближе и описывает отталкивающие материальные подробности их облика вроде застрявшей в усах капусты или чрезмерно нанесенных на лицо белил.
  3. Публика сосредоточена на вещах и удовольствиях, она оказывается неспособна рассмотреть и оценить «бабочку поэтиного сердца». Снова объединяясь в толпу, эти люди становятся для поэта страшной «стоглавой вошью», которая в порыве ярости способна не только испачкать в грязи, но и затоптать неугодного ей человека.
  4. В последней строфе поэт повторно называет себя «бесценных слов мот и транжир», создавая таким образом кольцевую композицию и возвращая на первый план образ лирического героя. Он смело выступает против ненавистной ему толпы, ему ничего не стоит, если захочется, расхохотаться и плюнуть ей в лицо.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нате!» близок самому В. Маяковскому. Это, прежде всего, бунтарь, смелый и независимый, подчиняющийся только своему настроению. Он может кривляться перед толпой, а может просто плюнуть ей в лицо. В то же время герой этот – поэт, а значит, наделен чувствительным и ранимым сердцем, которое сам сравнивает с бабочкой.

Маяковский дважды называет себя «бесценных слов мот и транжир». Несмотря ни на что, подчеркивает поэт, он готов и дальше раскрывать свою душу перед толпой, жонглировать бесценными словами и причудливыми образами в попытке достучаться до публики.

Сама толпа предстает в стихотворении в неэстетичном образе «стоглавой воши», сравнивается с паразитирующем на других насекомым, отталкивающим и неприятным. Этот образ усиливается с помощью описания отдельных единиц представшей перед поэтом публики: мужчины с капустой в усах или женщины, «смотрящей устрицей из раковины вещей».

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения будет описана подробнее, если Вы напишите в комментариях о необходимости таких правок.

  • Основной темой текста «Нате!» является противопоставление поэта и толпы. Несмотря на все вводимые футуристами новшества и формальное отрицание культурных ценностей прошлого, Маяковский обращается к одной из самых традиционных поэтических тем. В отличие от лирического героя Пушкина, которого непонимание толпы заставляет искать уединения, герой Маяковского бросает свои обвинения прямо в лицо публике. Пусть толпа не понимает его порывов, пусть смеется и не принимает, но поэт продолжает «транжирить» слова и образы, потому что не может иначе.
  • Еще одна важная тема – разложение общества, снижение его культурного уровня. Для Маяковского, вещи, которыми окружает себя общество, связаны с сытостью и, как следствие, тупостью и самодовольством этих людей. «Раковина вещей» оказывается больше и значимее сидящей в ней непримечательной устрицы, что вызывает у лирического героя злую усмешку.
  • Все стихотворение «Нате!» проникнуто ярким обличительным пафосом. Поэт не стесняется грубых слов и отталкивающих описаний, чтобы изобразить свое презрение к буржуазной публике, которая думает только о материальных ценностях, погрязла в пороках и наживается за счет других людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Нате!» строится на антитезе: «бабочка поэтиного сердца» противопоставлена обрюзгшей толпе-воши, которая копошится в своем мире вещей и не желает выглянуть за границы привычного окружения. Поэт смело выражает свое негодование при виде этой сытой инертной массы. Он снова и снова привлекает к себе внимание, стремится быть услышанным, даже если для этого потребуется плюнуть кому-то в лицо.

Средства выразительности

Модернистская поэзия начала XX века активно экспериментировала с формой произведений, нередко поэты становились творцами новых стихотворных форм и лексических единиц. Маяковский тоже занимался словотворчеством: в стихотворении «Нате!» мы встречаем яркий авторский неологизм «поэтиного сердца», что в очередной раз демонстрирует абсолютную творческую свободу поэта.

  1. Важным и основным средством выразительности становится выбор Маяковским грубой, просторечной лексики: «обрюзгший», «недокушанных», «кривляться». Эти слова усиливают обличительный пафос и создают пренебрежительный, граничащий с оскорбительным тон стихотворения.
  2. Яркие и живые образы поэт рисует с помощью метонимии («в переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «взгромоздитесь на бабочку поэтиного сердца») и эпитетов («грубый гунн», «стоглавая вошь»).
  3. Для создания характерной для поэзии футуризма затрудненности формы Маяковский использует инверсию, эллипсы и смысловые повторы.

Стихотворение В. Маяковского «Нате!» наглядно демонстрирует основные принципы футуристической поэзии и, одновременно, раскрывает перед читателем традиционный конфликт Творца и публики, которая не может или не хочет его понимать и принимать. Лирический герой не бежит от толпы, а бросает ей вызов, сатирически высмеивает погрязшее в развлечениях общество и провозглашает свободу творческого самовыражения.

Читайте также: