Осень лермонтов стих рисунок

Обновлено: 04.11.2024

Цель: познакомить детей с биографией М.Ю. Лермонтова и его творчеством через стихотворение «Осень».

- дать первоначальные сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

- познакомить со стихотворением «Осень» и понять основную мысль этого произведения;

- учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать ее с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью, красотой, незаменимостью;

- формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения.

- способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы;

- развивать кругозор учащихся

- обогащать словарный запас;

- прививать интерес к литературе.

- воспитывать культуру чтения, общение друг с другом, с книгой;

- учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

- портрет М.Ю. Лермонтова;

- иллюстрации к стихотворению;

- таблица на развитие поля зрения.

I . Организационный момент.

Каждый день всегда, везде

на занятиях, в игре

смело четко говорим

и тихонечко сидим.

Речевая разминка.

1. Упражнение для глаз.

- Прежде, чем приступить к чтению, поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.

1) Зарядка для глаз: «право-лево», «вверх-вниз».

2) Упражнение на развитие поля зрения.

3) Работа со скороговоркой.

Плетет лапти Клавке.

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с ускорением, начиная быстро, а затем замедляя темп.

II. Проверка Д/З.

III. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя. Беседа о жизни и творчестве поэта.

- Когда называют великих русских поэтов, сразу после А.С. Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Родился Лермонтов в 1814 году в Москве и очень любил ее. Поэт писал: «Москва – моя родина, и такого будет для меня всегда: там я родился».

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука и попыталась дать ему хорошее образование.

Михаил был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, сохранились и его детские рисунки. Сам Михаил рассказал, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывал на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…»

2. Работа с портретом.

- Ребята, посмотрите на портрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изображен, кем он был?

- Да, Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. ВО многих стихотворениях есть описание горных красот. Поэт ощущал себя сыном и Москвы, и Кавказа.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына, ты меня благослови

И осени вершины белоснежной.

(на карте, глобусе показать Кавказские горы)

Музыкально одаренный поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано, любил играть в шахматы.

Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «Большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились разные сочинения, принадлежащие юному Лермонтову.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.

3. Выставка книг.

Давайте рассмотрим книги, помещенные здесь, и попытаемся определить, о ком и для кого писал еще произведения М.Ю. Лермонтов.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова, которое называется …., а как вы узнаете, если внимательно будите слушать мои вопросы и, работая в парах, правильно на них отвечать.

1 буква – гласная, которая напоминает одну из цифр;

2 буква – буква, которая обозначает согласный звук парный для звука з ;

3 буква – гласная, которая может обозначать 2 звука, один из которых э ;

4 буква – буква, с которой начинается одно из четырех времени суток, и при этом обозначает согласный непарный, звонкий звук.

5 буква – буква, которая не дает звука и служит для обозначения мягкости согласных.

- Сегодня на уроке мы будем выразительно читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и ее отстаивать.

1. Первичное чтение стихотворения.

- Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Сейчас я попробую с помощью голоса, интонации передать всю гамму чувств (чтение стихотворения учителем) ….. пауза.

- Понравилось вам стихотворение?

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворение «Осень»? (Картины тихо увядающей природы).

- Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

поникши – от слова «никнуть» то есть опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным;

пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация);

поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него;

тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

2. Физминутка.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

3. Чтение стихотворения детьми.

- Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то удивит или заставит переживать. Постарайтесь прочитать так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

- Что, по-вашему, мнению хотел показать поэт, создавая это произведение?

- С каким лирическим героем мы встретились здесь?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди, какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения? (Художники-иллюстраторы – работники живописи, имеющие художественный вкус)

- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?

- Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему? (Беседа по иллюстрации).

4. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени).

а) - Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам. Найдите 1 строфу, прочитайте ее.

- Какие признаки осени здесь показаны? (Пожелтели листья, летят, кружатся).

- Что чему противопоставляется? (Желтый цвет – зеленому, радость листьев – унынию елей).

- Для чего на ваш взгляд поэт это делает? (Сопоставляет краски времени года и настроение природы).

- Чему рады листья?

- Что произошло с елями? (Поникли).

- Почему они поникли?

- Как вы думаете, почему зелень показана «мрачной»? (Жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождем и перешептывались под ветром).

б) – Найдите и прочитайте 2 строфу.

- Объясните смысл слов:

«Нависшая скала» (иллюстрация);

«Полуденные труды» - (полдень-середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, 12 часов).

- О ком идет речь в данных строках стихотворения?

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любит отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, красоту, спокойствие).

- Найдите и прочитайте 3 строфу.

- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, так как все становится голым).

- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворение, а каких? (мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом).

- Что наблюдается вокруг: веселая, энергичная жизнь или покой?

- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой).

- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).

5. Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой.
И скорей бегом домой!”

Смотрят вперёд
Не поворачивая головы, выполняют круговые движения глазами
Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Закрывают и открывают глаза
Быстрое моргание глазами.

6. Вторичное чтение стихотворения детьми.

- Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

- Стихотворение Лермонтова «Осень» поначалу кажется печальным (после 2 варианта)

1) Что мы ощущаем при чтении?

2) А в каких словах мы это ощущаем? (поникли, мрачная зелень, месяц тускл).

- Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удрученности хотел выразить автор, а совсем иное.

- Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.

- Кто нуждается в отдыхе? (В отдыхе нуждаются все и звери, и люди, и деревья – вся природа).

- Пусть листья облетают с деревьев, но самокружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю, но автор называет его отважным.

- Что значит «отважный зверь?» (он не пропадет, поскольку обо всем позаботился летом и найдет, куда скрыться).

V . Домашнее задание.

1. Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведение.

Читайте также: