Орфограммы русского языка в стихах

Обновлено: 22.11.2024

От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.

Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)

На урок пришли в наш кпасс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

- Где вы, где вы, корень –КАС-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –КАС- пиши слова.

Предположим, корень –ЛОЖ-

Вышел в дождик без калош.

Простудился, это ясно.

ПоЛОЖили на кроватку,

Как теперь ему несладко.

ПредЛОЖили мазь, уколы,

Пропускает бедный школу.

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти?

Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

Вот проблема, вот вопрос:

Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?

Делать вывод я горазд:

В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-

Буква А, а в корне –РОС-

Буква О, и снят вопрос.

Ростислав живёт в Ростове.

Кто он, кто он? Ростовщик.

И росток в горшочке новом

К исключениям привык.

“Отрасль” - веточка, побег,

Устарело в новый век.

ЗаГАР, но заГОРелый,

УГАР, но уГОРеть,

Ставь ударенье смело

И должен ты суметь

Без страха и сомненья

Следя за удареньем,

-ГАР- отличить от –ГОР-.

БЕЗ УДАРЕНИЯ ПОД УДАРЕНИЕМ

-КЛОН- -КЛАН- ЗОРЕВАТЬ

-ТВОР- -ТВАР- ЗОРЯНКА

-ПЛАВ- -ПЛОВ- ПЛОВЧИХА

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,

Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.

Дальше будет ещё круче,

С Е и И корней там куча.

Разлетятся они вмиг:

Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.

Ах, досада! Упустил!

Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.

Приведём-ка их к порядку,

Всех запишем мы в тетрадку.

Будут столбиком стоять,

Мы же будем повторять:

В корнях с чередованием

Пишем И, взглянув сперва,

Есть ли после корня –А-.

Если нет, твоё решенье?

- Пишем Е без промедленья.

-РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)

-РАВН- (одинаковое: равны по весу)

-МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)

-МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)

Изучаем части речи

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

Встали «мы» — местоименье

Бьёт числительное «семь»

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» — у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

Имена существительные собственные

ИМЕНА: Андрей, Иван,

дядя Коля, дед Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров,

КЛИЧКИ: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

ГОРОДА: Москва, Казань,

Тула, Харьков и Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой —

ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!

Несклоняемые имена существительные

Колибри, кенгуру, шоссе,

фламинго, пони, шимпанзе,

какао, кофе, домино,

алоэ, радио, кино,

такси, метро, купе, пальто,

кашне, кафе, трюмо, манто,

и какаду, драже, пари,

и интервью, рагу, жюри,

и пианино, и фойе,

пюре, бюро и ателье —

ты все слова запоминай,

но никогда их не склоняй!

Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ и СТОЛЬКО,

НАШ и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ? —

Это, без сомнения,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р.

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р.

«Дифференциация изученных орфограмм».

систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчиво.

Презентация к уроку «Дифференциация изученных орфограмм».

систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчивость и .

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.

ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ

Вспоминаем изученные орфограммы.отработка орфографических правил,изученных во 2–3 классах.

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах.

Читайте также: