Орфограммы русского языка в стихах
Обновлено: 22.11.2024
От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)
На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.
БЕЗ УДАРЕНИЯ ПОД УДАРЕНИЕМ
-КЛОН- -КЛАН- ЗОРЕВАТЬ
-ТВОР- -ТВАР- ЗОРЯНКА
-ПЛАВ- -ПЛОВ- ПЛОВЧИХА
Чередующиеся гласные в корне слова
Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.
-РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
-РАВН- (одинаковое: равны по весу)
-МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
-МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)
Изучаем части речи
С прилагательным «весёлый»
Новый школьный день пришёл.
Мы наречием «отлично»
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья «ох» да «ах»!
Встали «мы» — местоименье
Бьёт числительное «семь»
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
«Ни» и «не» — у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
Имена существительные собственные
ИМЕНА: Андрей, Иван,
дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров,
КЛИЧКИ: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
ГОРОДА: Москва, Казань,
Тула, Харьков и Рязань,
Вашингтон, Париж, Ханой —
ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!
Несклоняемые имена существительные
Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони, шимпанзе,
какао, кофе, домино,
алоэ, радио, кино,
такси, метро, купе, пальто,
кашне, кафе, трюмо, манто,
и какаду, драже, пари,
и интервью, рагу, жюри,
и пианино, и фойе,
пюре, бюро и ателье —
ты все слова запоминай,
но никогда их не склоняй!
Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ и СТОЛЬКО,
НАШ и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ? —
Это, без сомнения,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р.
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р.
«Дифференциация изученных орфограмм».систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчиво.
Презентация к уроку «Дифференциация изученных орфограмм».систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчивость и .
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rarСлова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.
ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ
Вспоминаем изученные орфограммы.отработка орфографических правил,изученных во 2–3 классах.
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах.
Читайте также: