Они сошлись волна и камень стихи и проза лед и пламень средство выразительности

Обновлено: 22.11.2024

Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин)

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

(«И дольше века длится день» (Б. Л. Пастернак).)

Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).

(«Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б. Л. Пастернак).)

Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А. А. Фет).)

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

(«Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А. А. Фет).)

Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин).)

Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.

Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф. И. Тютчев).)

Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)

Сравнение может быть выражено формой Т. п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом. » Н. А. Заболоцкий)

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.

(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А. А. Фет))

Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.

Читайте также: