Олег табаков читает стихи симонова

Обновлено: 05.11.2024

В советском кинематографе был целый пласт фильмов о войне. И это - воистину золотой пласт. Тогда было создано множество выдающихся картин о Великой Отечественной. Военных шедевров было так много, что некоторые уникальные ленты как будто просто затерялись среди них. И вот один из таких удивительных, практически забытых фильмов - чёрно-белая картина "Случай с Полыниным" 1970 года.

Хотя, кажется, кино с таким количеством больших артистов, которые задействованы в нём - невозможно было забыть. А вот нет - не только по центральным, но даже по всяческим ретро каналам его найти практически невозможно. Однако, это тот "Случай", когда его забвение совершенно не оправдано.

Начнём с представления создателей этого маленького большого шедевра. Снят он по одноимённому произведению Константина Симонова режиссёром Алексеем Сахаровым. В главных ролях - звёзды советского кино: Анастасия Вертинская и Олег Ефремов. В других ролях - Олег Табаков, Георгий Бурков, Лев Дуров, Нонна Мордюкова, Александр Пороховщиков, Владимир Кашпур, Михаил Глузский. Как видим, только перечисление имён артистов придаёт большой вес картине.

Но уникален он не только созвездием громких имён. Это, пожалуй, один из самых утончённых и глубоких фильмов о любви на войне. Если не самый. И, пожалуй, только Анастасия Вертинская со своей редкостной благородной внешностью и осанкой, утончёнными внутренними качествами могла тут сыграть главную героиню.

Суть в том, что такая история любви артистки фронтовой бригады Галины и командира авиаполка Полынина могла произойти только на войне. Так возникнуть, так состояться и так закончиться. Потому что - и это подчёркивается в фильме - на войне, кроме понятных обстоятельств, ещё и видится всё словно через увеличительное стекло. А то, что было до войны - кажется мелким и незначительным. Об этом говорит и главная героиня устами Вертинской, об этом она читает стихи Симонова на концерте перед моряками:

Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся,
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.

Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение,
И обратно не все увеличится
В нашем горем испытанном зрении.

Именно поэтому, мне кажется, в картине столько крупных и очень крупных планов - лиц, глаз, рук. Буквально всё изучено под микроскопом - чувства, поступки, слова. Камера как бы заглядывает в души героев.

Все персонажи этой картины - очень интересны, богаты душой, сложны психикой. И само содержание фильма сложное, несмотря на свою внешнюю простоту. И форма к лицу такого содержания - крупные планы, крупные планы, очень крупные планы. И есть что крупнить - лица одухотворённые и живые, взгляды устремлёны вглубь.

И этим фильм тоже уникален - он состоит в основном из крупных планов! Не могу припомнить что-то подобное ещё.

Фильм - кристально чистый, и ему под стать его сердцевина - драма благородной, чистой души главной героини в исполнении необыкновенной, не имеющей "аналога" в нашем кино Анастасии Вертинской. Только с такой душой могло произойти то, что произошло. И чем закончилось.

Но вывод нас не утешает,
Хотя совсем не помешает -
Что счастье нам не достижимо.
А почему? Оно - непостижимо.

Смотрите наше кино! Подписывайтесь на канал, чтобы читать о нём ещё!

Читайте также: