Олег даль читает стихи лермонтова

Обновлено: 04.11.2024






Моноспектакль по стихотворениям М. Лермонтова (музыкальное оформление О. Даля).

". Пластинку подготовил, отдав работе над ней два года жизни звукорежиссер Государственного Литературного Музея Сергей Николаевич Филиппов. Он же был первым публикатором фрагмента этой записи в 1985 году в журнале "Кругозор". А Елизавета Алексеевна передала ему кассету Даля в 1983 году для работы, которая завершилась выходом знаменитой пластинки на "Мелодии" в 1986-м году. " - Максим Фролов
_________________

Эта неизвестная работа Олега Ивановича Даля - пример художественной самодеятельности самого высокого порядка. Не будучи профессиональным автором, режиссером, музыкальным оформителем, он однажды дерзко соединил все эти качества в едином стремительном порыве. Как это произошло ? Какие силы двигали и управляли большим артистом, который в один из осенних вечеров 1980 года вдруг закрылся в своей комнате, как бы воспарившей на сёмнадцатиэтажную высоту над вечерним Арбатом, и остался наедине с самим собой и маленьким магнитофоном, которому и высказал все, чем был переполнен, мечтая создать большой моноспектакль по произведениям любимого поэта - Лермонтова. Наверное, такие же силы заставляют людей писать стихи, музыку, чудесные картины - силы, которые бьют тайным ключом, волнуют, захватывают художника. Трудно представить, что конкретного сценария не было ! Были, по сути, только список стихотворений и прикидки. . Словно оказавшись в мире своей выстраданной мечты, он пытается осмыслить вслух этот «призрачный мир» и, как бы воображая действие на условной сцене, неторопливо поясняет его и читает свои любимые стихи. Или нет, не читает, а, кажется, переживает их вместе с поэтом. Любимые стихи под любимую музыку - он находил её в кипе любимых пластинок сразу и единственно верно для себя. Он не стеснялся технической примитивности, работая с магнитофоном и проигрывателем. Он действовал трогательно несовершенно, но зато свободно и уверенно: он творил. Чудом уцелевшая кассета обнаружилась в его домашнем архиве случайно, уже тогда, когда художника не было. Эта драгоценная запись и послужила материалом для невероятно сложной, но увлекательнейшей работы мастеров звукозаписи, результатом которой стала эта пластинка. - Сергей Филиппов -

1. Дума. «Печально я гляжу. » (1838)
2. Журналист, читатель и писатель (1840)
3. Звуки. «Что за звуки? Неподвижен внемлю. » (1830)
4. Я жить хочу. (1832)
5. И скучно, и грустно. (1840)
6. Благодарность. «За всё, за всё тебя благодарю я. » (1840)
7. Выхожу один я на дорогу. (1841)
8. Отчизна. «Люблю отчизну я, но странною любовью. » (1840)
9. Великий муж! Здесь нет награды. (1836)
10. Завещание. «Наедине с тобою, брат. » (1840)

В композиции звучат произведения: А.Вивальди, И.С.Баха, Б.Марчелло, Ф.Тарреги, Е.Ларичева, В.Германа.

Публикацию подготовил С. Филиппов.
Реставратор Т. Бадеян.
Редактор Т. Тарновская.
Художник Е. Щапова.
_________________

Дар читать стихи - особый и редкий дар, как играть на фортепиано или на скрипке, как писать стихи. Однако сколько людей пишут и печатают зарифмованные слова, сколько людей постоянно терзают рояль и перепиливают виолу и какое количество актеров ежедневно читают чужие, именно чужие для себя по духу стихи. Причем последнее, казалось бы, делать легче всего. В самом деле, каждый грамотный школьник, не говоря уже о дипломированном актере, обязан прочесть наизусть стихотворения Пушкина и Лермонтова. И однако, быть Исполнителем стихов - редчайшее свойство. Н.В. Гоголь писал: «Прочесть, как следует, произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение. Чтение это будет вовсе не крикливое, не в жару и горячке. Напротив, оно может быть даже очень спокойное, но в голосе чтеца послышится неведомая сила, свидетель истинно растроганного внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии». «Пластинки глупенькое чудо», как сказано у Б. Ахмадулиной, доносит до нас только малую толику Олега, но и она значительна, как малая часть значительного явления. Всё это и впрямь похоже на чудо. Вот уж, действительно, как тут не вспомнить Тютчева, современника Лермонтова: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Олег ! Мы тебя слушаем. Начинай. - Михаил Козаков -
_________________

Олег Иванович Даль (25.05.1941г., г. Люблино, Московская обл. - 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР) - советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок. Народный артист УССР (1978). Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы), в доме № 63 по ул. Московской, ныне - Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году). Отец - Иван Зиновьевич Жерко (1904-1967) - был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 1920-е годы, окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать - Прасковья Петровна (1906-1993), учительница. В семье Далей была также дочь - Ираида Ивановна (в замужестве - Крылова) (1933), племянница - Татьяна Антонюк. Всю жизнь Иван Жерко любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету «Гудок». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в СССР началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним - вписал его в паспорт. Так он сделался Далем. Со школьных лет у Олега началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников. В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1980-1981 гг. - педагог ВГИКа. По мнению известного театрального режиссёра Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра - ". Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь. В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал - против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств. . Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким ! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное. "

Читайте также: