Окуджава стихи о войне анализ

Обновлено: 04.11.2024

Для лучшего понимания творчества Булата Шаловича перейдем к анализу его нескольких стихотворений.

Стихотворение «Проводы у военкомата»[9], «Черный мессер», «Бумажный солдат».

Первое четверостишие напоминает кадры из старой фотохроники, запечатлевшей проводы у военкомата. Звучит духовой оркестр. Так вслед за названием «Проводы у военкомата» усиливается тема прощания, разлуки. Когда-то духовой оркестр играл на вокзалах перед отходом поезда и в парках по вечерам и выходным, оставляя томительное чувство. И ещё духовой оркестр звучит на похоронах.

Что он играет? Возможно, «Прощание славянки»? “Звук медовый”. Как понять это сочетание? Густой, низкий, тягучий, медленный и в то же время связанный с золотым, медовым цветом медных труб. Перед нами, словно неожиданно выхваченный камерой, появляется герой стихотворения: “Вот и я. ” Возникает ощущение, что герой, постаревший, после окончания войны сидит вместе с нами, читателями, смотрит старую плёнку и видит себя самого - “молодого и бедового, с чёрным чубчиком, с болью в глазах”. Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами. Это боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что эта разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, “растягивать губы в улыбке”, чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым (живым?).

В песне «Черный мессер» мы находим воспоминания о событиях прошедшей войны, снова и снова возвращающиеся к воевавшему герою. Война окончилась, но она не отпускает героя. Ощущение повторяющегося сна, кошмара, передают сочетания слов “который месяц, который год, каждый вечер, каждый вечер”. Ощущение страшного, мучительного сна, повторяющегося из вечера в вечер, подтверждают глаголы несовершенного вида: “прилетает”, “спать спокойно не даёт”, “вылетает”, “кружит”, “вылетаю”, “побеждаю”. Глаголов совершенного вида (за исключением некоторых глагольных форм) в тексте стихотворения нет вообще. Глаголы несовершенного вида используются как при описании действий героя, так и при описании действий его противника.

Чёрный “мессер” кружит, не может улететь, он также не свободен, война владеет и им, он ощущает близость собственной смерти, безысходность боя: “как старый шмель рыдает, мухой пойманной жужжит”, но не может избежать его. Не кажется ли странным в применении к вражескому лётчику определение “грустный”, сравнение с курортником, “томные зрачки”? Скрытой угрозой, указанием на опасность ощущается только чёрный цвет самолёта да тёмные очки лётчика, напоминающие намордник, надетый на хищного зверя.

Четвёртое и пятое четверостишия посвящены описанию сражения и победе лирического героя. Победа, как и бой, повторяется, наш герой-лётчик остаётся в живых.

Специально в такой последовательности приводятся эти стихотворения. Военкомат, война, воспоминания о войне и осмысление войны. Но есть песня у Окуджавы, особенно запоминается. Ее можно услышать в одноименном кинофильме Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат»[10]. При этом фильм отражает эпоху, и песня эта звучит там не только как описание жизни главного героя, но и как символ времени.[11]

Это произведение уникально. Не смотря на то, что оно далеко не последнее из написанных на военную тему стихотворений, именно «Бумажный солдат», по-моему, не только выражает отношение автора к войне, но и самоопределяет место Окуджавы в бытие. Война выступает здесь, да и во всех произведениях на военную тему, не как социально-политическое явление, а как жизнь бумажного солдата, которым и был сам Булат Шалович. Война, которая однажды входит в жизнь и не когда уже не покидает героя, который наверняка «сгорит ни за грош», ведь «он игрушкой детской был».

Проведя данную работу, можно заключить, что мы коснулись творчества еще одного замечательного русского поэта. До разработки темы, нам могло показаться, что, что Окуджава как поэт, искусствен. Но после мы поняли, что это лишь часть его творческих аллегорий. Бумажный солдат. Но «бумажный» не отрицает «солдат». Окуджава и был таким солдатом, и на фронтах, и в поэзии.

Его произведения показывают, как однажды случившиеся события меняют жизнь человека, как на протяжении всей его жизни эти события не оставляют его. И это надо понимать нам, не до конца понимающим сути происходящих в наше время, время локальных войн. Именно это слово «локальная» как-будто пытается умолить самое страшное слово - «война». «Локальная» значит незначительная, маленькая, далекая и никому не нужная. Мы привыкли облегченно вздыхать, когда в СМИ говорят об одном-двух погибших, в результате «нападения на федеральные силы»: «Хорошо, что всего один», - думаем мы. И в информационных потоках теряется цена человеческой жизни, забывается его судьба, родственники, его мечты и надежды, и человек превращается в статистику.

Понять цену этой жизни, понять цену любого военного конфликта, можно читая стихи Булата Окуджавы.

1. Современная русская литература 1950–1990-е годы, в двух томах – Том 1 - М., 2003

4. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997.

5. «Бумажный солдат» реж.: Алексей Герман-младший. Производство: Феномен Филмс / Телеканал "Россия" / Ленфильм, Россия, 2008

[1] Современная русская литература 1950 – 1990-е годы, в двух томах – Том 1, М., 2003 – 131с.

[3] См. приложение №1

[5] См. приложение №2, дорожка №1

[7] См. приложение №2, дорожка №3

[8] См. приложение №2, дорожка №4

[9] Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997 – 65с.

[10] «Бумажный солдат» Режиссер: Алексей Герман-младший. Производство: Феномен Филмс / Телеканал "Россия" / Ленфильм, Россия, 2008

Читайте также: