Оксюморон в стихах лермонтова
Обновлено: 04.11.2024
Стилистическое использование оксюморона в произведениях Лермонтова связано прежде всего с изображением «души человеческой», излюбленных тем и идей поэта. Оксюморон позволяет поэту исключительно ярко и выразительно воплотить необычайную силу любви, самозабвения, душевного упоения, являясь при этом семантико-стилистическим фокусом создаваемого образа, например:
Как я хотел себя уверить,
Что не люблю ее, хотел
Любви безбрежной дать предел.
Тут я был счастлив… О, когда б я мог
Забыть, что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Лермонтов (т.1, с.179).
Чувства глубочайшего разочарования, безысходной тоски, душевного отчаяния, так часто одолевавшие самого Лермонтова, удивительно тонко и проникновенно передаются поэтом с помощью оксюморона:
Но отгадать не мог я тоже,
Что всех моих надежд и мук и слез
Веселый миг тебе дороже!
Будь счастлива несчастием моим.
Лермонтов (т.1, с.190);
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лермонтов (т.2, с. 62).
Оксюморон ярко и лаконично выражает необычность, исключительность душевного состояния человека, его мировосприятия, например:
И часто тайную отраду
Находит в муке неземной,
За непреклонную ограду
Стремясь завистливой мечтой…
Оксюморон создается Лермонтовым и с целью воплощения отрицательной исключительности представителей знати, толпы, саркастического изображения их нравственной опустошенности, безликости, жестокости, например:
Что ж ты видел там худого?
- Кучу каменных сердец:
Деве смех тоска милого,
Для детей тиран отец.
Девы мукой слез правдивых
Веселятся как игрой…
Отметим, что в первом примере ярко воплощается одна из характерных особенностей использования М.Ю. Лермонтовым антонимичных фигур вообще и оксюморона в частности: создание поэтического образа (куча каменных сердец) с помощью своеобразной последовательности, цепи стилистических фигур (трех оксюморонов).
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят от того…
Лермонтов (т.1, с.184)
Предпосылкой возникновения этих фигур является возможность выражения в языке ( с помощью антонимов и антонимичных сочетаний) объективно существующих различий и противоречий реальной действительности.
Основа создания оксюморона - прием алогичной, антиномичной характеристики одного из проявлений предмета изображения.
Специфика значения оксюморона определяется тем, что одно из проявлений предмета изображения определяется через противоположное ему (противоположный признак лица, предмета, состояния, явления; противоположный объект действия, результат действия и т.д.):
Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решеткой окно…
Лермонтов (т.2, с.154);
И часто тайную отраду
Находит в муке неземной.
Лермонтов 9т.2, с.157).
Оксюморон Лермонтова оригинален, поэт сталкивает вещи действительно несовместимые. Вряд ли можно цвести в могильном наряде, весело умереть, спешить к гробу:
Мир, как сад,Цветет, надев могильный свой наряд…
«Блистая пробегают облака. »
А потрудитесь рассмотреть -Все веселее умереть …
И к гробу мы спешим без счастья и без славы …Дума.
Лермонтов создает сочетания слов по своим, ему только ведомым законам, и у него выходит и «глупая мудрость», и «милые сплетни»:
Ужель самолюбивая толпа,
Которая от мудрости глупа,
Ужели дев коварная любовь
Прельстят мне перед кончиной вновь?
Нет милых сплетен - все сурово …
«Примите дивное посланье. »
Оксюмороном можно считать и такую лаконичную фразу:
Но пробужденье тоже было сон …
В стихотворении «Монолог» звучит, наконец, самый «совершенный», на наш взгляд, оксюморон:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Таким образом, индивидуально-авторское создание антитезы и оксюморона на основе антонимов встречается довольно часто, что в свою очередь свидетельствует об определенном новаторстве поэта в отборе языковых средств. Оксюморонные словосочетания и выражения тяготеют к афористичности.
Читайте также: