Оксюморон в стихах лермонтова

Обновлено: 04.11.2024

Стилистическое использование оксюморона в произведениях Лермонтова связано прежде всего с изображением «души человеческой», излюбленных тем и идей поэта. Оксюморон позволяет поэту исключительно ярко и выразительно воплотить необычайную силу любви, самозабвения, душевного упоения, являясь при этом семантико-стилистическим фокусом создаваемого образа, например:

Как я хотел себя уверить,

Что не люблю ее, хотел

Любви безбрежной дать предел.

Тут я был счастлив… О, когда б я мог

Забыть, что незабвенно! женский взор!

Причину стольких слез, безумств, тревог!

Лермонтов (т.1, с.179).

Чувства глубочайшего разочарования, безысходной тоски, душевного отчаяния, так часто одолевавшие самого Лермонтова, удивительно тонко и проникновенно передаются поэтом с помощью оксюморона:

Но отгадать не мог я тоже,

Что всех моих надежд и мук и слез

Веселый миг тебе дороже!

Будь счастлива несчастием моим.

Лермонтов (т.1, с.190);

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Лермонтов (т.2, с. 62).

Оксюморон ярко и лаконично выражает необычность, исключительность душевного состояния человека, его мировосприятия, например:

И часто тайную отраду

Находит в муке неземной,

За непреклонную ограду

Стремясь завистливой мечтой…

Оксюморон создается Лермонтовым и с целью воплощения отрицательной исключительности представителей знати, толпы, саркастического изображения их нравственной опустошенности, безликости, жестокости, например:

Что ж ты видел там худого?

- Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой…

Отметим, что в первом примере ярко воплощается одна из характерных особенностей использования М.Ю. Лермонтовым антонимичных фигур вообще и оксюморона в частности: создание поэтического образа (куча каменных сердец) с помощью своеобразной последовательности, цепи стилистических фигур (трех оксюморонов).

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят от того…

Лермонтов (т.1, с.184)

Предпосылкой возникновения этих фигур является возможность выражения в языке ( с помощью антонимов и антонимичных сочетаний) объективно существующих различий и противоречий реальной действительности.

Основа создания оксюморона - прием алогичной, антиномичной характеристики одного из проявлений предмета изображения.

Специфика значения оксюморона определяется тем, что одно из проявлений предмета изображения определяется через противоположное ему (противоположный признак лица, предмета, состояния, явления; противоположный объект действия, результат действия и т.д.):

Разлучив, нас сдружила неволя,

Познакомила общая доля,

Породнило желанье одно

Да с двойною решеткой окно…

Лермонтов (т.2, с.154);

И часто тайную отраду

Находит в муке неземной.

Лермонтов 9т.2, с.157).

Оксюморон Лермонтова оригинален, поэт сталкивает вещи действительно несовместимые. Вряд ли можно цвести в могильном наряде, весело умереть, спешить к гробу:

Мир, как сад,Цветет, надев могильный свой наряд…

«Блистая пробегают облака. »

А потрудитесь рассмотреть -Все веселее умереть …

И к гробу мы спешим без счастья и без славы …Дума.

Лермонтов создает сочетания слов по своим, ему только ведомым законам, и у него выходит и «глупая мудрость», и «милые сплетни»:

Ужель самолюбивая толпа,

Которая от мудрости глупа,

Ужели дев коварная любовь

Прельстят мне перед кончиной вновь?

Нет милых сплетен - все сурово …

«Примите дивное посланье. »

Оксюмороном можно считать и такую лаконичную фразу:

Но пробужденье тоже было сон …

В стихотворении «Монолог» звучит, наконец, самый «совершенный», на наш взгляд, оксюморон:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Таким образом, индивидуально-авторское создание антитезы и оксюморона на основе антонимов встречается довольно часто, что в свою очередь свидетельствует об определенном новаторстве поэта в отборе языковых средств. Оксюморонные словосочетания и выражения тяготеют к афористичности.

Читайте также: