Ободзинский песни на стихи вертинского

Обновлено: 22.11.2024

Вот-вот должен выйти сериал «Вертинский» про великого артиста. Александр Николаевич — человек уникальный, пионер авторской песни. При этом, он не умел играть на музыкальном инструменте и сочинял свои песни по памяти.

Без влияния Александра Вертинского не состоялись бы Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков. Его песни также позволили некоторым певцам перезапустить свою карьеру, среди которых Валерий Ободзинский.

Предыстория

Валерий Ободзинский наравне с Муслимом Магомаевым был популярным советским певцом 1960-х и начала 1970-х. Но если последнему как-то удалось найти расположение Министерства Культуры СССР, то Ободзинскому нет. Его популярность раздражала, а его манера исполнения считалась прозападной. Ещё на него косо смотрели из-за того, что Ободзинский не имел музыкального образования и принципиально не пел патриотические песни. Певцу постепенно запретили выступать на телевидении, а его песни перестали звучать на радио и пластинках. Ободзинский очень переживал, и он пристрастился к вредным привычкам.

В 1987 году из-за зависимостей он вынужден был оставить сцену и уйти работать сторожем. Спустя несколько лет его нашла давняя поклонница Анна Есенина, которая постепенно начала перезапускать его карьеру. Вместе они попытались найти материал для новых записей.

Начало истории

Изначально, Ободзинский отказывался петь романсы, тем более авторства Вертинского. Он согласился лишь тогда, когда прочитал автобиографию Александра Николаевича (его заворожил юмор артиста).

Есенина связалась с продюссерским центром «Аленький цветочек» и её руководителем Геннадий Сгустиков (бывшим военным, ослепшим в результате взрыва). Он помогал Киркорову и Распутиной, и помог Ободзинскому (выделил деньги на восстановление здоровья и запись нового альбома).

Было записано несколько песен Вертинского, но в какой-то момент запись встала. И в тот момент в центр обратилась жена оставшегося без работы музыканта Дмитрия Галицкого. Сгустиков вместе с охранниками пришёл домой к Галицкому, послушал его композиции и предложил поработать с Ободзинским.

Работа над аранжировками

Дмитрий Галицкий во время записи диска «Дни бегут» Дмитрий Галицкий во время записи диска «Дни бегут»

Дмитрий Галицкий пришёл домой к Валерию Ободзинскому и Анне Есениной. Певец сказал, что нужно аранжировать композиции «О, жизнь моя, постой, не уходи», «Снился мне сад» и «Аравийская песня». Первые две песни Галицкий обработал практически сразу, за один день. Правда, Ободзинский попросил их слегка переделать, но Галицкий как профессиональный музыкант не стал этого делать, так как полагал, что в следующий раз певец не расслышит подмену (точнее неподмену). Так оно и вышло.

А вот с «Аравийской песней» у Галицкого начались проблемы. Для него важно было сохранить атмосферу, но сделать композицию, отличной от стилистики Вертинского. В паническом состоянии Галицкий уехал к жене в Калугу. Та ему посоветовала передохнуть и прогуляться по заснеженной Смоленской улице. Гуляя по ней, Галицкий услышал звон колоколов, вообразил мчащуюся тройку и вспомнил композицию «No Quarter» группы «Led Zeppelin». Он понял, что в данном ключе нужно делать аранжировку для «Аравийской песни».

В оригинале у Александра Вертинского звучит танго на 3 минуты. В аранжировке Дмитрия Галицкого (на синтезаторе) песня звучит в два раза дольше: между припевами и куплетами были добавлены клавишные проигрыши а-ля Джон Лорд и повторен припев на тональность выше.

Запись

Валерий Ободзинский во время записи «Аравийской песни» Валерий Ободзинский во время записи «Аравийской песни»

Певец записал «Аравийскую песню» с первого дубля (нужно учесть, что он долго не пел). Но было одно «но». Последнюю ноту он не мог взять, как ни старайся. Певец попросил снизить ноту на тон ниже. Галицкий и звукорежиссёр Андрея сделали это, но когда Дмитрий отключил в студии связь с певцом, он попросил Андрея вернуть обратно (любые изменения тональности могли разрушить всю запись, ибо это была аналоговая запись). Во время воспроизведения аранжировки Ободзинский понял, что его обманули, но как гордый человек не хотел показывать вид во время записи. Но самое интересное, что певец смог взять ту злополучную ноту. Конечно, Ободзинский долго возмущался, но когда прослушал получившуюся запись, он оценил хитрость Галицкого.

Так получилась одна из знаковых песен в творчестве Валерия Ободзинского.

На неё также планировалось снять клип, и были две попытки. В первый раз попытались сделать съёмки в большой студии, на фоне «хромакея», и для них певец решил надеть на себя чёрный балахон. В Интернете гуляет только фрагмент того клипа, и маловероятно, что в телеэфире его показывали полностью (тем более, при жизни певца)

Во второй раз клип на «Аравийскую песню» снимали в августе-сентябре на территории усадьбы «Кусково», и на этот раз Ободзинский предстал в смокинге. Клип был снят и полностью смонтирован. Также неизвестно, крутили ли его при жизни певца, но фрагменты того видео неоднократно показывали в документальных фильмах. Несколько лет назад его выложили в Интернет.

Валерия Ободзинского не стало в конце апреля 1997 года. Ему было всего 55 года.

Читайте также: