О весна без конца и без краю размер стиха

Обновлено: 25.12.2024

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта, а также оптимизм и надежда на лучшее будущее отобразились в произведении «О, весна без конца и без краю». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю. .

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы тёмные», «воспалённые взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлёкся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе ещё лежал тяжёлый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернётся к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «О, весна без конца и без краю».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для её развития автор создал оригинальную систему образов. В центре её лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным её проявлениям: мечте, удаче и неудаче.

В первой строфе лирический герой говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, своё внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографическую основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как встретит трудности жизни. Он знает, что встреча эта будет «враждующей» . Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя» . Однако герой не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отражены мысли и чувства лирического героя, его настроение.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта» . Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет» . Выразительность монологу лирического героя придают эпитеты: « бессонные споры», «завесы тёмные», «воспалённые взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта» .

Читайте также: