О чем стихи толстого

Обновлено: 24.12.2024

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край ты мой, родимый край» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».

Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!» .

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей. А. Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай» . Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый» , «бор дремучий», «свист полночный соловья» .

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!» .

Читайте также: