О чем стихи корнея чуковского

Обновлено: 22.11.2024

По скольку ранее был выложен мой иронично-шутливый стих взрослого человека по произведениям Корнея Чуковского, хочу Вас познакомить с этой интересной статьёй, где психологи нам расскажут о влиянии его талантливых произведений по системно-векторной психологии на детскую психику.

А что Вы думаете по этому поводу?

На творчестве Корнея Чуковского выросло не одно поколение детей. Мы все любим его стихи, и не только в книгах, но и в прекрасных советских мультиках. Обожаемый, узнаваемый, легко запоминаемый. Корней Чуковский — это человек, который оставил свой след в уме каждого человека, знающего русский язык. И в тоже время многие взрослые, читая произведения Чуковского своими маленьким детям, замечают, что некоторые его произведения, например, «Крокодил», больше похоже на триллеры и фильмы ужасов, чем на детскую литературу. И возникает диллема: читать или оградить, предпочесть другие стихи, где нет кровожадного сюжета? По какому признаку производить цензуру, и надо ли?

Как правильно выбирать и читать книги и стихи Корнея Чуковского?
• Как влияют некоторые стихи Корнея Чуковского на ребенка?
• Почему дети обожают страшные стихи и сказки?
• Почему родители должны сами заниматься цензурой литературы для детей, например, произведений Корнея Чуковского, но так же и многих других?

Cпор о том, что несут в себе стихи Корнея Чуковского детям, начался еще в те времена, когда он их только создавал. Уже тогда его стихи завораживали читателей, ведь его слово прекрасно, а слог — пронзителен. Что бы кто ни говорил и как бы не критиковал Чуковского, все всегда соглашались, что это настоящий талант, самородок, гений поэзии. Но вот к содержанию стихов — много вопросов. Особенно у людей, которые обладают знаниями по системно-векторной психологии.

Современники Корнея Чуковского считали, что многие его произведения разрушительно действуют на психику детей, в его сказках всегда присутствует неожиданный испуг, опасность. Так, журнал «Дошкольное воспитание» обвинил Чуковского в том, что он «развивает суеверия и страхи» у детей. В свое время Крупская писала о его «Крокодиле»: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, “Крокодила" ребятам нашим давать не надо…».

В тоже время было много критиков, которые уверенно заявляли, что Чуковский — прекрасный детский автор, его стихи — новое слово в сказках. Героизм и страх чудно переплетается в его творчестве. Это то, что надо нашим детям — уверяли они.

Вам это будет интересно. Читайте большую статью о воспитании детей "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше"

Если такое обсуждение было при жизни автора, то нет ничего удивительного в том, что сегодня на тысячах форумов для родителей идет активный спор на тему: читать или не читать? Поклонники Корнея Чуковского уверяют своих оппонентов, что ничего страшного для психики ребенка в его творчестве нет, ведь его книги рекомендованы Министерством образования. Да и, в конце концов, все мы выросли на них и стали нормальными людьми, не правда ли? Противники Чуковского предлагают призвать здравый разум и разобрать его стихи трезво, со стороны вменяемого человека — ведь некоторые из них, не смотря на талантливейшие звуковые рифмы именно что устрашающие и пугающие.

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Поскольку такой спор есть, надо в нем разбираться — это важно и нужно для ощущения того, что мы, родители, даем детям все только самое лучшее и нужное. Предлагаем Вам сделать это, опираясь не на собственные ощущения и не на слова отдельных критиков, и не на советы безыменных форумчан, а на точное понимание психологии ребенка. Как на него влияют сказки и стихи, к примеру, Чуковского. Вопрос — считать или не читать стихи Чуковского (или некоторые его произведения) детям, — отпадет сам собой, когда мы в точности будем понимать все, что они дают ребенку.

Стихи Корнея Чуковского vs детская психика

Детство — это время, отведенное нам природой для развития врожденный свойств и желаний. Природа дала человеку время до 16-17 лет для того, чтобы сформировалась его психика, чтобы он смог впоследствии, во взрослой жизни, реализоваться, создать пару, работать в коллективе, дружить. Чем больше родители и социум дадут ребенку за это время, тем лучше. Прекрасным подспорьем для этого становятся сказки, рассказы, стихи, которые через метафоры или аллегории, показывают ребенку разницу между добром и злом, развивают у него культурную надстройку, помогают становиться нравственным человеком.

Бывает так, что ребенок просит еще и еще читать какую-нибудь сказку, а бывает, что ему это вообще не интересно. Так или иначе, реакция ребенка никак не отменяет того, что его родитель несет полную ответственность за то, что сказка должна приносить только пользу. Поэтому прежде чем что-либо читать ребенку, надо самому очень четко понимать, что и как влияет на ребенка, что на самом деле в нем развивает, а что — тормозит его.

Итак, дети бывают разные. Через системно-векторное мышление мы раскрываем 8 векторов, а также разнообразные их сочетания, которые формируют личность ребенка. Приблизительно 5% всех детей на земле (в городах их намного больше, чем в деревнях) рождаются со зрительным вектором. Это обуславливает разные черты ребенка, которые заметны уже в раннем возрасте. Например, ему очень нравится рисовать, его влечет все яркое, красивое. Ребенок тянется к животным, цветочкам, очень любит разную информацию, больше других детей просит маму читать ему сказки. И еще — все зрительные дети — настоящие трусишки. Они панически бояться темноты, от страха плачут — и мальчики, и девочки. Ничего плохого в этом нет — при правильном развитии обладатели зрительного вектора вырастают прекрасными людьми, добрыми, творческими, талантливыми. Все актеры, режиссеры, фотографы — это обладатели зрительного вектора.

Страх для зрительного человека — это одно из желаний. Это то, что влечет к себе, что хочется испытать еще и еще. Именно благодаря такому желанию к страху, но вытолкнутому наружу в страх за других, то есть в сострадание, и может работать врач, например, спасать жизнь другого человека. Именно благодаря ему, зрительный писатель создает не просто книгу, а шедевр о любви, драму, где главный герой переживает трагедию.

Но у детей зрительный вектор еще не успел развиться. Они просто боятся и, конечно, в первую очередь за себя. А потом — и за героев сказок, которые попадают в передряги и испытывают разные затруднения.

Едут и смеются,
Пряники жуют.

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,
В обморок упали.

Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

Базовый страх зрительника – быть съеденным. Так как именно зрительник в первобытной стае стоял первым в очереди на съедение. Собственно, сказки о том, где кто-то кого-то ест, кусает, покусывает, убивает – самые страшные для зрительника. Они именно об этом базовом страхе.

Более взрослые дети развивают свою эмоциональную амплитуду, научаются раскачиваться в своих страхах. Именно зрительники собираются рядом у костра (чтобы было страшно и не так хорошо видно глазами, немного мистически) и рассказывают друг другу страшные истории.

Сам Корней Чуковский, в своей книге «От двух до пяти» анализировал и удивлялся тому, как дети бывают заворожены его стихами. Ребенок просил еще и еще, все больше страшных историй. И чем страшнее, тем лучше. Через системно-векторное мышление, мы понимаем, что речь идет о детях со зрительным вектором, которые хотят увеличения страхов, в прямом смысле слова получают удовольствие от слушания таких сказок. Точно так же, как некоторые взрослые зрительники любят смотреть фильмы ужасов: и страшно, и приятно одновременно. Вот почему дети просят еще и еще читать книги такого рода, как «Муха Цокотуха» или «Крокодил» — в них есть страх и ужас, так притягательный для зрительного вектора.

Но смысл хорошей детской литературы не только в интересе ребенка к ней. В конце концов, ведь книги для детей мы читаем не для развлечения, а для пользы. Поэтому каждая книга, каждая строка, каждый стих должны быть направлены на развитие. В случае зрительного ребенка — на развитие его положительных качеств в зрении: познание информации, сочувствие, сопереживание. Просто устрашение — это тупик, хотя и очень приятный, от которого сам ребенок не откажется никогда и ни за что на свете.

… Зачем нужны страшные сказки? Психологи утверждают, что страх нужен для переживания катарсиса, для «очищения души». Страшные истории позволяют пережить запретные в реальности ощущения: гнев, ненависть, агрессию, злость. Ведь не испытав страха и волнения, печали и горя ребенок не научится сопереживать. Если бы дети не читали сказок, не встречались в раннем детстве с отрицательными персонажами, не подозревали о том, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности, они выросли бы другими. Им было бы несвойственно умение сопереживать, преодолевать свой страх, они бы не оказались причастными к мировой культуре, выраженной в сказках.

Критика «за» стихи Чуковского

Да, все дети рано или поздно должны столкнуться со страхом и понять, что есть в этой жизни разные люди. Есть хорошие, добрые, а есть и такие, которые несут нам угрозу. Но сказки и стихи надо понимать и различать, потому что исходя из слов критика, приведенных выше, маленького ребенка можно посадить смотреть «Чужие» — это тоже в своем роде страшная сказка, не правда ли?

Необходимо понимать, что, во-первых, ни в коем случае страх, описанный в сказке, не должен быть основан на «съедении» главного персонажа, так как этот страх имеет животное начало, он выбивает почву из под ног, он не ведет к развитию, а наборот — страх порождает страх и так по кругу. Страх поедания — самый старый страх зрительных людей, это архетип. Он настолько большой, что для некоторых детей, например, кожно-зрительных мальчиков может быть катастрофическим — потому что ребенок не может вынести этого, хотя со стороны кажется, что ему это нравится.

Во-вторых, страх, вызванный книгой, должен быть не за себя (не за главного героя — потому что зрительный ребенок всегда ощущает себя именно главным героем), а за другого.

Сопережевание — это тот же, страх, но за другого человека, а не за себя, и возможность выработать сострадание только у зрительных людей. Ребенок, который научиться сопереживать, сострадать другому человеку, собаке, растению — это развитый зрительник. В обратном случае, не развившись, он останется в страхах — всю жизнь будут мучить комплексы, стеснительность, боязнь людей, различные фобии, он станет любителем самых примитивных фильмов ужасов.

Не надо зрительного ребенка пугать смертями и жуткими сценами насилия даже если они содержатся в классической литературе. Ему нужны приключения, рассказы про дружбу, высокие нравственные чувства, помощь, любовь, сострадание, взаимоподдержку и т. д. То, что будет его воспитывать и задавать правильно развитие.

Влияние некоторых сказок на зрительный вектор — это лишь один аспект, но не следует забывать и о других векторах. Что несут им сказки и стихи? Например, тот же «Крокодил» Корнея Чуковского. В этом произведении над Крокодилом издеваются, его обзывают, всячески унижают. Тема мести, вендетты за свои обиды — это все не самые лучшие проявленияанального вектора. Корнея Чуковский нередко мусолит тему обиды, оправдывает право на нее. Ему, прекрасному автору, запрещали писать взрослые произведения, его талант нивелировался, и все это он выливал в свои детские произведения, восхвалял темы обиды, темы отмщения, которые являются таким же тупиком для анального человека, как и страхи — для зрительного.

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

А за ним-то народ
И поёт и орёт:
— Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?

Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его.
Обижают его;
И какой-то малыш
Показал ему шиш,
И какой-то барбос
Укусил его в нос.-
Нехороший барбос, невоспитанный.

Анальный ребенок (без зрительного вектора или с оным) глубоко сопереживает Крокодилу, сочувствует его обидам (хотя это негативный герой) и в этом весь трагизм ситуации. «Крокодил» Корнея Чуковского не смог жить от своих обид, он собрал войско зверей и повел их на людей — и толкали его к этому обиды. Потому что обида — это отказ от жизни, это деструктивное чувство, которое делает из человека «соляной столб». Он не может развиваться, он только лишь и может, что копить обиды.

Поэтому в ребенке с анальным вектором архиважно развивать его свойства, которые станут антидотом, прививкой против обид и мести. Только тогда он станет трудолюбивым специалистом, своим упорством и терпением достигнет очень многого и будет счастливым человеком. И сказки такого рода, как «Крокодил» Корнея Чуковского никак не приближают его к этому, а лишь позволяют допустить мысль, что обида — это нормально чувство.

Корней Чуковский — прекрасный автор, он вызывает только уважение и навсегда останется превосходным детским писателем. Многие его стихи — это чудесный, развивающий материал для маленьких детей. Их нужно читать ребенку. Обязательно. Но прежде чем делать это, родителидолжны (и вместе со знанием по системно-векторной психологии -могут) сделать цензуру его произведений. Проанализировать, как ребенок, с его векторами, воспримет это, как такой стих ляжет в его сердце, что он даст ему. Развитие или тупик?

Такую цезуру необходимо проводить не только по работам Корнея Чуковского, аналогичные прорехи есть во всей детской литературе. Сегодня рынок буквально забит огромным количеством книг, которые не только не несут ничего полезного ребенка, они только забивают его, останавливают развитие. Зачем их выпускают? Потому что рынок требует, люди покупают — вот и выпускают. Уже давно никто не проводит ни психоанализ, ни цензуру хотя бы детской литературы. А ведь купить опасную для ребенка книгу легко — это не только современные произведения, а и работы классиков.

«Красная шапочка», «Колобок» — старые добрые сказки о съедении главного героя, которые ведут к деградации зрительного вектора ребенка. Читайте об этом больше здесь и здесь. Сказки должны развивать ребенка, давать ему полезную информацию, вырабатывать доброту и сострадание, и таких книг тоже множество, поэтому не стоит опасаться, что отказавшись от нескольких книг, даже с классическими произведениями, ребенок будет в литературной изоляции. Наоборот, он будет огражден от ненужного и у него появится больше времени и возможностей к нужному. Читайте пример хорошей сказки тут.

Читайте также: