О чем стих заходера сморчки

Обновлено: 22.11.2024

Цель: 1. Познакомить с новым произведением Б.Заходера. Совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.

2 . Развивать словарный запас учащихся, языковое чутьё к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навык выразительного чтения.

3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

I. Организационный этап

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Уч-ся слушают песню «Кошки не похожи на людей»

- З нае те ли вы , кто написал слова для этой замечательной песни?

- Ведь эта песня на слова известного поэта Бориса Заходера.

- А какое отношение имеет эта песня к сегодняшнему уроку? ( ответы детей)

- Почему Борис Заходер, спросите вы? О тве чу так:

- Ещё во втором классе, а позднее и в третьем и в четвёртом, мы не раз знакомились с произведениями этого Бориса Заходера . И я хочу прочитать вам одно интересное письмо написанное Борисом Заходером всем детям, еще в 1962 году. (достает письмо из конверта и читает)

«Товарищам детям»

От вас это держат

А я не скрываю,

Товарищи дети:

Хочу, чтобы вы,

За чтением время потратили.

Признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку

Вам было читать

А если захочется вам

То этого тоже

Не надо бояться:

Ведь если смеются

Товарищи дети,

Становится сразу

Светлее на свете

Ваш старый товарищ Борис Заходер.

( Фотография Б. Заходера с годами жизни ) .

Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.

«Боевой эпизод» : «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целый день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям.

«С ив одня я ух а жу навс и гда» : И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!».

- Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Основная тема детской поэзии Заходера – мир животных. Вот откуда его решительное:

- Давайте прочтём все вместе

Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!

А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

… Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!

Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод токарем. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.

В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят под псевдонимом Борис Вест. Сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.

Как вы думаете , а сколько на свете Борисов Заходеров. Давайте посчитаем!

- Первое - он поэт.

- Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.

Стихи - совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.

А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная.

И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.

А есть стихи и для тех, кто гораздо старше. «По страницам школьной жизни».

В 1951 году появилась первая книга стихов Б. Заходера под названием «На задней парте», которая сразу же полюбилась и детям и взрослым. Она о школе, учении, школьниках.

Борис Заходер ещё и переводчик .

Э то книга Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».

А я уверен, что все вы знаете и такие сказки, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри и другие.

Ну что ещё можно добавить к биографии человека, который перевёл для нас «Винни-Пуха»? Слава ему. Вот, собственно, и всё.

Никакое не «всё». Поэт – переводчик… А сказочник?

Заходер – сказочник. какую сказку мы совсем недавно читали?

Правильно, это сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка». Он всегда был готов постоять за несправедливо обиженных мохнатых и пернатых. Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер разглядел нежную душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звёздочка.

- Итак, сколько же Борисов Заходеров?

- Кажется три? Нет, простите, больше! О н пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.

- И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!

- Ребята, читайте стихи Заходера. А наша работа на этом ещё не закончена, т.к. стихов у Заходера ещё очень много.

- Что же вы запомнили о знаменитом поэте Борисе Заходере?

- Вот какой многогранной личностью был Б. Заходер.

- С произведением какого автора познакомимся сегодня на уроке?

- Чтобы узнать название стихотворения отгадайте загадку:

Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным.

Сморчки

- Прочтите заголовок. Что это такое СМОРЧКИ?

- Что вам известно о сморчках ?

III .Этап первичной проверки понимания изученного

IV .Этап закрепления новых знаний и способов действий

- Понравилось ли вам стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

- Чему удивлялся сосед? Прочитайте его вопросительные предложения с удивлением.
- Как поэт описывает весеннюю природу?
- Как вы понимаете примету деда «Где сошлись зима и лето — там и водятся сморчки»?

- Почему семья не хотела уходить из леса без грибов?
- Прочитайте, как герой нашёл первый гриб.
- Обсудите, как менялось настроение грибников.
- Каким вам представился дед? Расскажите, какой он.

Читайте также: