О чем стих заходера сморчки
Обновлено: 22.11.2024
Цель: 1. Познакомить с новым произведением Б.Заходера. Совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.
2 . Развивать словарный запас учащихся, языковое чутьё к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навык выразительного чтения.
3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
I. Организационный этап
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Уч-ся слушают песню «Кошки не похожи на людей»
- З нае те ли вы , кто написал слова для этой замечательной песни?
- Ведь эта песня на слова известного поэта Бориса Заходера.
- А какое отношение имеет эта песня к сегодняшнему уроку? ( ответы детей)
- Почему Борис Заходер, спросите вы? О тве чу так:
- Ещё во втором классе, а позднее и в третьем и в четвёртом, мы не раз знакомились с произведениями этого Бориса Заходера . И я хочу прочитать вам одно интересное письмо написанное Борисом Заходером всем детям, еще в 1962 году. (достает письмо из конверта и читает)
«Товарищам детям»
От вас это держат
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
За чтением время потратили.
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
А если захочется вам
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете
Ваш старый товарищ Борис Заходер.
( Фотография Б. Заходера с годами жизни ) .
Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.
Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.
В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.
«Боевой эпизод» : «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целый день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям.
«С ив одня я ух а жу навс и гда» : И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!».
- Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Основная тема детской поэзии Заходера – мир животных. Вот откуда его решительное:
- Давайте прочтём все вместе
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.
… Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!
Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод токарем. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.
В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.
В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят под псевдонимом Борис Вест. Сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.
Как вы думаете , а сколько на свете Борисов Заходеров. Давайте посчитаем!
- Первое - он поэт.
- Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.
Стихи - совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.
А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная.
И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.
А есть стихи и для тех, кто гораздо старше. «По страницам школьной жизни».
В 1951 году появилась первая книга стихов Б. Заходера под названием «На задней парте», которая сразу же полюбилась и детям и взрослым. Она о школе, учении, школьниках.
Борис Заходер ещё и переводчик .
Э то книга Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».
А я уверен, что все вы знаете и такие сказки, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри и другие.
Ну что ещё можно добавить к биографии человека, который перевёл для нас «Винни-Пуха»? Слава ему. Вот, собственно, и всё.
Никакое не «всё». Поэт – переводчик… А сказочник?
Заходер – сказочник. какую сказку мы совсем недавно читали?
Правильно, это сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка». Он всегда был готов постоять за несправедливо обиженных мохнатых и пернатых. Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер разглядел нежную душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звёздочка.
- Итак, сколько же Борисов Заходеров?
- Кажется три? Нет, простите, больше! О н пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.
- И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!
- Ребята, читайте стихи Заходера. А наша работа на этом ещё не закончена, т.к. стихов у Заходера ещё очень много.
- Что же вы запомнили о знаменитом поэте Борисе Заходере?
- Вот какой многогранной личностью был Б. Заходер.
- С произведением какого автора познакомимся сегодня на уроке?
- Чтобы узнать название стихотворения отгадайте загадку:
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным.
Сморчки
- Прочтите заголовок. Что это такое СМОРЧКИ?
- Что вам известно о сморчках ?
III .Этап первичной проверки понимания изученного
IV .Этап закрепления новых знаний и способов действий
- Понравилось ли вам стихотворение? Обоснуйте свой ответ.
- Чему удивлялся сосед? Прочитайте его вопросительные предложения с удивлением.
- Как поэт описывает весеннюю природу?
- Как вы понимаете примету деда «Где сошлись зима и лето — там и водятся сморчки»?
- Почему семья не хотела уходить из леса без грибов?
- Прочитайте, как герой нашёл первый гриб.
- Обсудите, как менялось настроение грибников.
- Каким вам представился дед? Расскажите, какой он.
Читайте также: