О чем стих пушкина песнь о вещем олеге

Обновлено: 04.11.2024

Опыт написания русской баллады, материалом которой стало летописное предание о князе Олеге, явился для Пушкина поводом поразмышлять о роли божественного предопределения в каждой человеческой судьбе.

Познакомившись с историей о том, каким странным мистическим образом погиб прославленный победитель варягов, мудрейший из русских князей, прозванный Вещим, поэт был поражён.

Это предание явилось для него верным свидетельством всемогущества Рока.

Пушкин и сам был склонен к мистическим предчувствиям. В своих воспоминаниях о поэте друзья в один голос свидетельствуют, что Пушкин был суеверен: к примеру, мог отменить поездку, если видел перебегающего через дорогу зайца.

Он всю жизнь опасался дурных примет, подобно своей любимой героине Татьяне Лариной, которая «верила преданьям простонародной старины».

Настроенность Пушкина на взаимодействие с нематериальным миром, способность предчувствовать, предугадывать дальнейшие события подтверждается многими фактами его биографии.

Столь явное вмешательство судьбы в ход жизни князя Олега не могло не потрясти поэта.

В образе кудесника легко угадывается обобщённый образ поэта-пророка, который утвердился в русской литературе, главным образом, благодаря Пушкину.

Волхву открыто знание о грядущем. Он запросто общается с князем, говорит ему «ты» и уверен в силе своего слова. Всё это свидетельствует о том, что земные страсти не волнуют старика. Его удел – говорить людям правду, если сами они к тому готовы.

Олег не сомневается в пророчестве, но у него возникает вполне понятная мысль как-нибудь обойти нелепую ситуацию собственной гибели.

Он приказывает увести от себя любимого коня, растить его в заботе и достатке, но держать подальше от княжеского двора.

Олегу нелегко даётся эта разлука. И вот, когда зверь умирает, князь принимается бранить волхва, давшего, как он думает, ложное пророчество.

Тут и приходит предсказанная смерть от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Князь наказан за свои сомнения и за гнев на «любимца богов». Судьба оказывается хитрее вещего Олега, величайшего из воинов, мудрейшего из правителей.

Смысл баллады кроется в том, что нельзя идти наперекор судьбе и оспаривать высшую волю.

То, что предначертано, так или иначе сбудется – человек же должен принять это со смирением и достоинством.

Ни князь, ни простой человек не уйдут от смерти. Лишь божьи избранники способны читать тайны грядущего, но даже они не изменят небесный замысел.

Читайте также: