О чем стих берестова путешественники

Обновлено: 04.11.2024

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

Цели: познакомиться со стихами В.Берестова и И.Толмаковой.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем, что такое ритм и литературные приёмы. Научимся выразительно читать произведение. Сможем дать характеристику героям произведения.

Основное содержание урока

На прошлых занятиях мы уже успели познакомиться с творчеством В. Берестова. Давайте вспомним наиболее известные его произведения: «Катя в игрушечном городе», «Весёлое лето», «Кошкин щенок», «В магазине игрушек», «Лягушата».

Первым произведением сегодня будет стих этого замечательного автора «Знакомый»:

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

Вы поняли, что же за знакомый повстречался на пути главному герою? Как необычно писатель смог описать нам обыкновенного пса, даже ни разу не назвав его собакой: он как хороший друг радостно бежит навстречу своему приятелю, как будто бы болтает с ним и убегает дальше по своим делам. В данном произведении автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В. Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

Следующий стих этого же автора называется «Путешественники»:

В прекрасных городах старинных,
В музеях всех материков
Встречаешь их, румяных, длинных,
Седых и лёгких стариков.

Здесь, впечатления вбирая,
Они, блаженные, живут
Почти уже в пределах рая,
Куда их скоро призовут.

Но пусть посредством путешествий
Они впрямь продлят свой век.
Ведь в путешествиях, как в детстве,
Мгновенья замедляют бег.

Необыкновенное стихотворение! Автору удаётся создать удивительную атмосферу лёгкости при помощи слов: «прекрасные, лёгкие, блаженные». Образ создаётся очень ярким и живым – путешествующие пожилые люди, наслаждающиеся отдыхом и новыми впечатлениями, столь важными в преклонном возрасте. Автор явно очень благосклонно относится к таким людям и от души желает им продления жизни за счёт открытия новых горизонтов, получения свежих эмоций и ощущений.

Другим автором, произведения которого мы сегодня разберём, является замечательная поэтесса Ирина Токмакова. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у неё нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А» », «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет весёлое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Давайте прочитаем её стихотворение «Плим»:

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

Что мы можем сказать о герое её стихотворения? Он внимателен к окружающему миру, добрый, фантазёр и выдумщик. Вероятно, он любит играть со словами: повторять их, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове стихотворение И. Толмаковой «Плим». Оно как живое прыгает и скачет с языка главного героя. И всем весело и радостно от такого коротенького и ничего не значащего слова.

Другое её стихотворение называется «В чудной стране»:

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

Вы обратили внимание, что при прочтении стихотворения мы произносим «в чуднОй стране», а не «в чУдной»? Почему так получается? Оказывается, в любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц, в стихотворении – это ударный и безударный слоги. Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво.

А знаете ли вы, как называется литературный приём, когда неодушевлённые предметы оживают и действуют как одушевленные? Например, «ботинок лакает молочко»? Это называется приёмом олицетворения. В этом стихотворении автор использует ещё один литературный приём скрытого сравнения – метафору. Подумайте, на что похожи описываемые в стихотворении предметы? Можно предположить, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой приём погружает нас в мир фантазии, позволяет представить неоживлённые вещи живыми и, соответственно, наделить такими качествами, как способность смотреть, кушать, танцевать и т.д., то есть олицетворять.

Вот с такими забавными и милыми стихотворениями мы сегодня познакомились. А также узнали подробные биографии двух известных детских писателей, разобрали их литературные приёмы и их отношение к окружающим предметам и существам.

Читайте также: