О чем писал стихи баратынский
Обновлено: 04.11.2024
Цель моей работы выяснить, о каких основных темах и мотивах рассуждает Баратынский в своей лирике. Для этого я поставила перед собой ряд задач: познакомиться с ранним и поздним творчеством; узнать, почему Баратынского называют «поэтом мысли»; какая тема наиболее значима для самого поэта, и, конечно, чтобы иметь полное представление о личности Баратынского, я познакомилась с биографией, которая дает ключ ко многим вопросам, поднимающимся в его лирике.
Содержание
Введение
Основные темы и мотивы в лирике Е. А. Баратынского
Особенности лирики
Тема природы
Тема любви
Философские мотивы
Сельские мотивы и тема труда
Религиозные мотивы
Поэмы Баратынского, как отдельный этап творчества
Вывод
Список литературы
Работа содержит 1 файл
реферат по литературе Баратынский Е. А..doc
МОУ средняя общеобразовательная школа № 26
Дзержинского района города Ярославля
«Основные темы и мотивы в творчестве Евгения Абрамовича Баратынского»
Экзаменационный реферат по литературе
Ученицы 9 «Б» класса
- Введение
- Основные темы и мотивы в лирике Е. А. Баратынского
- Особенности лирики
- Тема природы
- Тема любви
- Философские мотивы
- Сельские мотивы и тема труда
- Религиозные мотивы
- Поэмы Баратынского, как отдельный этап творчества
- Вывод
- Список литературы
- Приложение
- Биография
- Проза
- Символизм
Введение
"Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".
Баратынского называют поэтом «пушкинской плеяды». Плеяда значит «созвездие». В центре Пушкин, а вокруг - замечательные поэты.
«Мой дар убог, и голос мой не громок», - писал Евгений Баратынский. Да, голос поэта не громок, но уж убогим дар его никто не назовет. Пушкин очень высоко ценил лирику Баратынского, считал ее лучшей в русской литературе. Поэзия для Евгения Абрамовича Баратынского – «другой мир», мир фантазии, прекрасный, живой, но хрупкий. Соприкоснувшись с грубым реальным миром, поэзия погибает, как вянут нежные цветы от внезапного мороза.
На уроках литературы, изучая творчество Пушкина, мы мало говорим о его современниках, поэтах, действительно достойных большого внимания. Познакомившись с поэзией Баратынского, я поразилась мудрости и высокой нравственности его стихов, глубине и музыкальности их. Таинственная власть и гармония стихов покорили меня.
“Зрелость необыкновенная” юного поэта удивляет и сейчас. Двадцатилетним он достигает таких поэтических открытий, к которым иногда даже крупные поэты приходят только в итоге творческого пути. У многих поэтов мы встречаем размышления о скоротечности человеческой жизни. Ощутить себя частицей вечности, не страшиться пуститься в плаванье по бесконечному потоку времени — обычно поэты заканчивают этим, а он начал.
Цель моей работы выяснить, о каких основных темах и мотивах рассуждает Баратынский в своей лирике. Для этого я поставила перед собой ряд задач: познакомиться с ранним и поздним творчеством; узнать, почему Баратынского называют «поэтом мысли»; какая тема наиболее значима для самого поэта, и, конечно, чтобы иметь полное представление о личности Баратынского, я познакомилась с биографией, которая дает ключ ко многим вопросам, поднимающимся в его лирике.
Изучая творчество Баратынского, я выделила такие основные темы и мотивы как: тема природы, любви, философскими мотивами пронизана вся лирика Баратынского, не менее важное место в поэзии занимают темы: труда, судьбы, смерти, поэт не перестает рассуждать над смыслом и течением жизни.
Подводя итоги можно сделать вывод, что философские мотивы проходят через все творчество Баратынского. В его поэзии главное – мысль. Сам он утверждает, что «всякий писатель – философ». Тема смерти – основная тема в философской лирике поэта. Острое переживание ущерба, ощущение никчемности, напрасности жизни, восторженное принятие смерти, как исцелительницы от недуга бытия, в качестве единственного разрешения всех загадок и всех цепей. Эти вопросы поднимаются в таких стихотворениях как: «Смерть», «Последняя смерть», «Последний поэт», Все мысль, да мысль».
Любовная лирика Баратынского очень необычайна. В его любовных элегиях нет томления по недосягаемой любви, нет и мечтательной меланхолии. Его лирика драматична: разлука, разрыв между героями — наиболее часто, встречающийся мотив стихотворений Баратынского о любви. Но смело можно утверждать, что для Баратынского любовь — это, прежде всего духовное единение. Его умение посмотреть правде в глаза, его своеобразная поэтическая манера, его слог, энергичный, меткий, его чуткость ко всем явлениям жизни, его мудрость, любовь к свободе, восхищение искусством — все это дорого и близко мне в поэте. Но поэзия живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского часто возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря… Тема природы выражена в таких стихотворениях как: «Водопад», «Родина», «Осень», «Финляндия». Религиозные мотивы характерны для более позднего творчества. Погружаясь в собственную индивидуальность, углубленное изучение своей внутренней жизни сопровождалось у Баратынского пристальным вниманием к духовному миру окружающих: достаточно вспомнить такие стихотворения как: «Ропот», «Размолвка», «Истина», «Оправдание», «Больной», «Уныние».
Но как в одном человеке уживаются любовь к легкокрылой радости и уныние? Почему Баратынский стал Гамлетом русской поэзии и, не избалованный вниманием современников, обрел внимательных и преданных читателей в следующих поколениях? Пушкин объяснял это тем, что Баратынский в своем творческом развитии намного опережал читателя, ибо действительно русский читатель того времени еще не созрел для поэзии мысли. Поэтому, на мой взгляд, творчество Баратынского действительно становится актуальным и в наши дни.
Лирика
Евгений Абрамович Баратынский стал проявлять свой талан с раннего возраста. Он считал Финляндию родиной своей поэзии. Там созрел его талант. В Финляндии Баратынский родился как поэт, создав свои первые по-настоящему значительные произведения: "Финляндия", "Разуверение", "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др.
В своих ранних стихах Баратынский развивает то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет. «В Финляндии я пережил все, что было живого в моем сердце. Ее живописные, хотя угрюмые горы походили на прежнюю судьбу мою, также угрюмую, но, по крайней мере, довольно обильную в отличительных красках. Судьба, которую я предвижу, будет подобна русским однообразным равнинам. »
Привычка Баратынского к самоанализу и к размышлению над окружающим обогатило его поэтическое творчество. Наряду с элегическими темами и мотивами в творчестве финляндской поры Баратынским намечаются многие темы и мотивы, которые составляют основное содержание его позднейшей философской лирики.
Для ранней лирики Баратынского характерно воспевание радостей жизни в кругу верных и веселых друзей. Они молоды, полны энергии, жизнь их беззаботна и весела. В этот период были созданы такие стихотворения как: «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», «К…ну», «Н. И. Гнедичу», «Любовь», «Авроре Ш…», «Товарищам». Излюбленным жанром Баратынского становится элегия.
1827 выходит в свет издание первого сборника лирики «Стихотворения Евгения Баратынского». Им как бы подводится черта под ранним периодом его творчества.
В своем позднем творчестве Баратынский видит две доли: «или надежду и волненье (т. е. мучительные беспокойства), иль безнадежность и покой» (успокоение). Поэтому Истина предлагает ему научить его, страстного, «отрадному бесстрастью». Поэтому же он пишет гимн смерти, называет её также «отрадной», признаёт бесчувствие мёртвых «блаженным» и прославляет, наконец, «Последнюю смерть», которая успокоит всё бытие. Развивая эти идеи, Баратынский постепенно пришёл к выводу о равноценности всех проявлений земной жизни. Ему начинает казаться, что не только «и веселью и печали» дали боги «одинаковые крыле», но что равноправны добро и зло. Эти мысли выражены в стихах второго периода деятельности Баратынского и в его замечательных поэмах. Не все безысходно в "Сумерках" - последней книге Баратынского. Сумерки сгущаются, но и рассеиваются. На переломе света и тьмы есть тихий задумчивый промежуток. Есть и утренние, предрассветные сумерки. Ужас улыбается заблуждению чувств. Уходит то, что было недоумением и ропотом. Волнение сменяется безграничной надеждой и утоленным разумением. Именно в последнее десятилетие жизни Баратынский создал психологически тонкие и, быть может самые значительные стихи, которые сделали его в глазах потомков поэтом-философом.
Тема любви
"Начальной любовью" своей называл Баратынский тамбовские степи, где протекли его первые годы. Он очень любил родные края и возвращался в родную сень всякий раз, когда позволяли жизненные обстоятельства.
Осенью 1824 года, благодаря ходатайству Путяты, Баратынский получил разрешение приехать в Гельсингфорс и состоять при корпусном штабе генерала Закревского. В Гельсингфорсе Баратынского ожидала жизнь шумная и беспокойная. К этому периоду его жизни относится начало его увлечения А. Ф. Закревской (женой генерала А. А. Закревского), той самой, которую Пушкин назвал «беззаконной кометой в кругу расчисленном светил», и к которой редко кто приближался без того, чтобы поддаться очарованию её своеобразной личности. Эта любовь принесла Баратынскому немало мучительных переживаний, отразившихся в таких его стихотворениях, как «Мне с упоением заметным», «Фея», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво», «Как много ты в немного дней». Впрочем, у Баратынского страсть всегда уживалась с холодной рассудительностью, и не случайно он одинаково любил математику и поэзию. В одном стихотворении он, например, дает совет: «Близ любезной укротим желаний пылких нетерпенье», потому что «мы ими счастию вредим и сокращаем наслажденье». А в письме к Путяте Баратынский пишет прямо: «Спешу к ней. Ты будешь подозревать, что я несколько увлечен: несколько, правда; но я надеюсь, что первые часы уединения возвратят мне рассудок. Напишу несколько элегий и засну спокойно». Надо, однако, добавить, что сам Баратынский тут же писал: «Какой несчастный плод преждевременной опытности — сердце, жадное страсти, но уже неспособное предаваться одной постоянной страсти и теряющееся в толпе беспредельных желаний!
В 1826 г. Баратынский женился на Анастасии Львовне Энгельгардт. Человек ясного ума, твердой воли и мягкого отзывчивого сердца, Анастасия Львовна покорила "бунтующую музу" поэта: он стал все дальше отходить от своих прежних литературных друзей и все заметнее превращаться в примерного мужа и отца. Позже он обращался к жене со словами любви благодарности:
Читайте также: