Но только что сумрак на землю упал размер стиха
Обновлено: 23.11.2024
В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).
Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.
Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.
Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог.
Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |.
Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.
Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.
Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.
Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков). Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.
Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…
_ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ `
_ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _
Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.
Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.
Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:
| _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` |
| _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _
Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.
Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения.
Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах…
Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе). Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя:
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ
ДВУСЛОЖНЫЕ И ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА
В задачу учителя не входит научить ребят писать стихи. Творчество – процесс интимный, требующий таланта и вдохновения. Но научить детей оценить стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы или же, наоборот, помочь обнаружить убожество текста, примитивизм формы – в наших силах. Полагаю, что работа по анализу содержательной стороны текста (в том числе стихотворения) ведется учителем регулярно, поэтому в предлагаемом материале мы не рассматриваем средства художественной выразительности, а только -–формальную сторону стихотворения. Особенности рифмы, способы рифмовки, строфики не представляют для учащихся трудности. А вот почувствовать стихотворный ритм, определить метрический размер стиха им гораздо труднее. Я хочу поделиться с коллегами своими наработками в этом плане.
В учебнике литературы для 6 класса есть темы «Двусложные размеры стиха», «Трехсложные размеры стиха», помещенные в разных разделах книги. Как мы с ними работаем? Во-первых, темы объединяем. Во-вторых, используем для полноценного усвоения темы следующие виды работ.
I. Лингвистический эксперимент.
- Сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Три пальмы».
Первое чтение:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.
Одежду их сорвали малые дети,
Изгублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим?
Второе чтение: (Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное
ударение: «по корням», «сорвали», «до утра»).
- Что изменилось? Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм. Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения. (Мы не говорим здесь о свободном стихе, лишенном ритма).
II. Сопоставление ритмов окружающей жизни и стихотворного ритма
- Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна … Где мы еще встречаем ритмичные чередования?
Ответы ребят: «В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, чередуются вдох-выдох. Ритм есть в музыке, в танцах».
- Стихи тоже построены на ритме. Как, например, день чередуется с ночью, образуя сутки, так ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.
III. Алгоритм определения стихотворного размера.
- Стихотворение мы стараемся читать выразительно, чтобы донести до слушателей его смысл. А вот маленькие дети, выучив свои первые в жизни стишки, читают их нараспев, скандируют (т.е. читают неправильно, «выпячивая» ударные слоги), но при этом доносят до слушателя четкий ритм стиха:
1. Наша / Таня / громко / плачет/
2. Уро / нила / в речку / мячик /
3. Тише / Тане / чка не / плачь
4. Не у / тонет / в речке / мяч.
В строчке 4 стопы. Каждая стопа (кроме двух неполных в 3,4 строчках) представляет собой упорядоченное чередование двух слогов (двусложная стопа) ; первого ударного – второго безударного |-- --|. Ритмический рисунок строки такой:
1. та-та /та-та / та-та/ та-та/
Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей. Запомнить легко. Если в строчку несколько раз укладывается ключевое слово – любое двусложное слово с ударением на первом слоге )например, ХОЛОД) – это хорей:
2. холод / холод / холод / хо/
тише / Тане/ чка не / плачь/
Двусложных размеров два, трехсложных три. Все остальные стихотворные размеры так же определяем по данному алгоритму:
- Прочтите стихотворную строфу выразительно.
- Проскандируйте ее.
- Дайте ее ритмический рисунок.
- Заполните строфу ключевыми словами.
- Укажите размер стиха.
IV. Опорная схема
Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице:
ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ
ЯНВАРЬ метет, ЯМБ
В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ
АНАНАС берет АНАПЕСТ
Сразу же оговоримся, что ананасы в аптеке не продаются, но для опорной схемы важно не жизнеподобие, а удобство запоминания.
На литературных курсах слушателей учат так:
Анна Ахматова - дактиль
Марина Цветаева - амфибрахий
Николай Гумилев - анапест
Такую опору тоже можно взять на вооружение.
Для учеников предлагаемая мной опорная схема удобна тем, что ключевые слова уже подсказывают название стихотворного размера. Это проще, чем расставлять ударения, делить строку на стопы, тем более, что довольно часто ударение в стопе бывает не явное, а скрытое, дополнительное | --- ---|, например,
Не жа/ ле-ю / не зо/ ву не/ пла-чу/
Все про/ йдет как / с бе-лых/ яб-лонь/ дым/
У-вя/ дань-я/ зо-ло/ том о/ хва-чен/ ный/
Я не/ бу-ду/ боль-ше/ мо-ло/ дым/
Традиционно явление пропуска схемного ударения называется пиррихием (Литературный энциклопедический словарь М, 1987 г., стр. 278). Постепенно термин «пиррихий» выходит их употребления.
По заданной ситуации с заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.
Рифмы: Саня – в кармане
Раздался – остался
Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.
Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!
Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.
Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных
стихотворных размерах.
Читайте также: