Невзглядова елена всеволодовна стихи

Обновлено: 04.11.2024

от организаторов площадки,


Невзглядова Елена Всеволодовна — филолог, критик, эссеист. Родилась в Ленинграде. Автор книги «Звук и смысл» (1998), других исследований в области стиховедения, а также статей о современной русской поэзии и прозе. Лауреат премии «Северная Пальмира». Постоянный автор «Нового мира».

О специфических особенностях стиха (стиха как формы речи, а не стихов) говорят забавные стишки из цифр, которые я получила от приятеля по электронной почте с указанием: прочесть вслух. Вот они.


Если мы произнесем эти числа (не важно — вслух или про себя) в один ряд, не принимая в расчет запись столбиком, не деля их на отрезки, получится ряд чисел, ни о чем не говорящих, лишенных какого бы то ни было смысла. Но если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь. Не потому, как сказал Гумилев, “что все оттенки смысла / Умное число передает”, а потому, что стихи определяются особой стиховой интонацией. Если кто-то думает, что стихи возникают благодаря поэтическому смыслу, он не то чтобы ошибается — путает два разных явления: поэзию и стихотворную речь. Конечно, стихотворная речь призвана обслуживать поэзию, поэтический смысл. Но, во-первых, неизвестно, что это такое (один из лучших наших поэтов, родоначальник новой поэзии ХХ века Анненский, свою статью под названием “Что такое поэзия?” начинает словами: “Этого я не знаю”), а во-вторых, стихи отличаются от прозы, а стих (стихотворная строка) отличается от предложения (единицы прозаической речи), и вопрос о специфике этой формы в том или ином виде обсуждается уже несколько веков, начиная с первого стиховедческого трактата (Тредиаковский, 1735). Что такое стих? Есть ли определяющая особенность стихотворной речи? Ведь в прозе тоже есть ритм, а может быть, и метр, и даже рифма.

Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть, как в наших цифровых стишках. И выясняется, что эмпирически все знают, что это за интонация и как это делается, судя по тому, как охотно любой читатель правильно читает цифровой стишок и слышит в нем то Пушкина, то Маяковского, то Есенина.

В этих “стихах” есть все, кроме смысла: слова, поскольку произнесенное число становится словом, ритм, стиховой синтаксис — все необходимые стиху элементы: ударные и безударные слоги, словоразделы, метр и стиховая пауза, которой заканчивается каждая строка. Этого достаточно. Однако заметим: если мы отнимем у стихов названия, фокус не получится. Обменяем названиями “грустные” и “веселые” стихи. Произнесем “веселые” грустным тоном:


Для удобства грустной интонации заменим восклицательный знак на многоточие (хотя грустное восклицание вполне возможно и представимо) и произнесем в замедленном темпе, как и приличествует грустному тону. Получается что-то вроде:


Дождь, и слякоть, и тоска,

и тоска, и слякоть,

буду дома тосковать,

плакать, плакать, плакать.


В последнюю строку вместо троекратного “двадцать” хорошо ложится глагол “плакать”: плакать, плакать, плакать. Не обязательно грустные стихи отличаются от веселых длинной строкой. Например, фетовскую строфу с короткой строкой: “Ласточки пропали, / А вчера зарей / Всё грачи летали / Да как сеть мелькали / Вон над той горой” — можно записать с помощью цифр:

но, не зная, на какую мелодию эти числа сложены, можно подумать, что это веселые стихи: “птицы прилетели, / и весна пришла. ” — как-нибудь так. А длинную строку наших “грустных” чисел (пятьсот одиннадцать, шестнадцать. ) можно произнести очень даже весело-мажорно; представляю, с какой радостью прозвучит в этом случае последняя строка: “два миллиона сорок семь!”

О чем это говорит?

Нельзя не заметить, что существенную роль играет количество слогов в строке и их ударность. Чередование ударений. Дело в том, что длительность и интенсивность звука — исконные его признаки, и именно с их помощью передается характер речи и ее эмоциональность. Широкая строка с большим количеством слогов передает более протяженную речь, короткая — менее. Но интересно вот что: в прозаической письменной речи мы не можем в полной мере воспользоваться этими качествами звука; количество слогов и чередование ударных и безударных слогов не влияют на интонацию фразы. Как выразить протяжное звучание речи? Или, наоборот, смущенную скороговорку? Прозаик вынужден сообщать о речи своих персонажей в специальных ремарках: “радостно воскликнул” или “глухо пробормотал”; собственная же авторская речь связана повествовательной, нейтральной интонацией, и ее звучание скрыто от нас нарративом.

В стихах все по-другому. В цифровых “пушкинских” стихах (семнадцать, тридцать, сорок восемь, / сто сорок, десять, ноль один. ) второй стих ритмически не совпадает с первым: ноль один дает мужское окончание, отличающееся от сорок восемь — женского. Это ощутимо меняет интонацию.

Эта перечислительная монотония не похожа на монотонность прозаического перечисления (. тетрадку, папку, бумагу для принтера, футляр для очков. и т. д.), о которой сказано: “Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”. Мы произносим набор чисел тем же тоном, что и стихи Пушкина, Маяковского и Есенина, то есть стиховая интонация не зависит от смысла — точнее, от лексико-грамматического содержания. Она перечислительная, монотонно-ритмичная и эмоционально окрашенная. Бывает достаточно одного слова в первой строке стихотворения, чтобы появилась эмоция, окрашивающая весь дальнейший текст. Так в блоковском стихотворении “Май жестокий с белыми ночами. ” слово май, попавшее под ударение (пятистопный хорей), придает мажорный тон всей строфе, даже четвертому стиху: “Неизвестность, гибель впереди!”

Следующий вопрос, который законно возникает, — почему стихи произносятся монотонно? Поэты читают монотонно, а актеры напирают на смысл, и сложилось устойчивое представление, что существует две манеры декламации, две традиции чтения — напевная и смысловая. Стишки из цифр подсказывают, что нужна как раз ритмическая монотония (напев) и что ее достаточно, чтобы текст, состоящий из перечня чисел, стал стихотворным. Кто ввел такое правило? Как держится эта традиция, если поэты — такие разные, как, скажем, те же Маяковский и Есенин? Поэзия так очевидно меняется, а традиция чтения все сохраняется — отчего?

Монотония необходима стихам потому, что она вводит в письменную речь звучание. Фразовую интонацию можно воспринимать умозрительно, не произнося текст. Мы сплошь и рядом, читая, проглатываем какие-то слова, имена собственные обычно воспринимаем только глазами. Монотония же озвучивает речь, даже если мы читаем молча, про себя. Ни один слог нельзя “проглотить” не слыша. Отсутствие его (или, наоборот, лишний слог) ощущается как нарушение размера и сразу улавливается внутренним слухом.

Если кто-нибудь спросит, каким способом достигается озвучивание речи, ответ очень простой: благодаря записи короткими отрезками, обозначающей специфическую стиховую паузу в конце каждого стиха. Эта пауза не похожа ни на одну, известную прозаической речи: это и не синтаксическая пауза, членящая поток речи на синтагмы, не экспрессивная, выражающая эмоциональное отношение к предмету речи, это и не пауза хезитации, когда говорящий останавливается в поисках нужного речевого решения. Невозможно сделать бессмысленную (асемантическую) паузу, не произнося строку монотонно, — ничего не выйдет. А пауза эта — конститутивная. Она и диктует характерное звучание стихотворной речи. Если стих (строка) заключает законченную фразу и пауза тем самым оказывается синтаксической, указывающей на интонацию завершенности, это значит, что просто произошло совпадение строки с предложением, а стиховой паузы с синтаксической; такие совпадения случаются сплошь и рядом (и ими широко пользуются актеры, попирающие стиховую монотонию, заменяющие ее фразовой интонацией), но это не показатель отсутствия асемантической стиховой паузы, это пример, на котором трудно проследить ее действие: плавающим в воздухе тополиным пухом мы же не станем демонстрировать закон всемирного тяготения.

Благодаря стиховой паузе стиховая интонация приобретает характер неадресованности. Фразовая интонация сообщает, передает адресату какую-то информацию, просодически оформляет адресацию. Неадресованность — определяющий признак стихотворной речи, и он вписан в текст благодаря записи отдельными отрезками.

Эффект цифровых стихов замечателен тем, что обнаруживает онтологическое свойство стихотворной речи: необходимость стиховой интонации, невозможность прочтения без нее. Способ произнесения является самой существенной и единственной особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью — короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее “тайна”.

Привычка с детства к стихам часто оставляет незамеченным самое главное — интонируемый смысл, тот смысл, ради которого пишутся стихи. Душа ребенка еще не готова его воспринять, она реагирует лишь на ритм, и случается так, что человек удовлетворяется этим привычным способом восприятия на всю жизнь. Вообще говоря, поэтический слух — врожденное свойство, встречающееся не так часто и требующее воспитания, к этому искусству нужно иметь природное расположение, да и современная поэзия так далеко ушла в развитии от хрестоматийных образцов, что уловить “необщее выраженье” ее новых представителей не так-то просто. Но ритм (в отличие от интонации) — формальная категория, и если не внести, скажем, в есенинские числа (четырнадцать, сто двадцать шесть, четырнадцать и т. д.) печальную интонацию, оставить числам лишь ритм, голос поэта не будет слышен.

И последнее. Заметим, что в цифровых стихах столь четко выраженная ритмическая монотония не способна передавать оттенки — только простейшую эмоцию: печаль или радость. Есенинская печаль гораздо более проста, чем, скажем, блоковская, высокая и тревожная, или задумчиво-глубокая тютчевская, или — тем более — тоска Анненского, “недоумелая”, как он сам сказал, дрожащая, “как лошадь в мыле”. Но именно эти оттенки и создают то, что мы называем голосом поэта, по которому его можно узнать в двух-трех строках. Даже в числах!

© Copyright: Новый Конкурс, 2010
Свидетельство о публикации №110072707998 Рецензии

Статья прочитывается легко, - как говорится, на одном дыхании.
Стиль изложения ясный, доступный и для не специалистов (значения нескольких специфических терминов ясны из контекста, хотя заинтересованный читатель может, конечно, без труда найти их в словаре).
Автор выстраивает логичную концепцию специфики стихотворной речи, используя в качестве своеобразной "экспериментальной модели" бессмысленный набор цифр, структурированный "по образу и подобию" стихотворения.
Примечательно, что отличия стихов от прозы автор устанавливает, делая упор на исследовании звуковой стороны речи, а также подчёркивает важность внетекстовых факторов для правильного восприятия текста.
Некоторые, на первый взгляд не бесспорные моменты, касающиеся эмоциональной окраски стихотворной речи, мне представляются очень продуктивными для дальнейших поисков.

Спасибо за публикацию!

Спасибо за рецензию. Совершенно согласен с Вами. Во многом согласен. Про модельную систему, например. А что Вам кажется спорным про эмоциональную окраску? Насколько понимаю, Вы уже с Тимофеем сцепились? :) Предложите ему другой термин вот. :)
С наилучшими пожеланиями.

Выделить некоторую обобщённую "эмоциональную составляющую" для каждого поэта можно, но всё-таки у каждого читателя свой Пушкин, свой Маяковский, свой Есенин.
Ну, и сомнительна для меня всё-таки мажорность или минорность одного отдельно взятого слова. Не знаю, может, пример неудачный, или причина в моём восприятии.
.
Термины мне надо уточнять, да.
Но, думаю, в случае с Бондаренко это мало поможет. Он слишком ограничил круг произведений, который относит к стихам.
Да и меня сразу причислил к невежам)

Опять я согласен, что у каждого читателя есть свой Есенин или Маяковский, но сразу узнаваемого в этих поэтах - больше. Или много. :)

Заходите, рады Вам.

спасибо за приглашение, но я останусь лучше "не играющим тренером"))
а почему верлибр и белый стих попал у вас в рубрику экспериментальных форм?

А Тимофей - играющий! :) В этом большая разница. Но Вы его пробуйте уговорить на изменение термина. Я не употребляю подобное выражение, например. Ну, апоэтичный абсурд. Нет, что-то ещё придумать нужно.

Верлибр и белый стих ранее на площадке вообще не встречались, была одна силлабо-тоника с чёткими рифмами. Поэтому первый экспериментальный конкурс у нас на площадке не силлабо-тоники и без рифм.

Отзыв, достойный самой статьи!
Вы хоть что-нибудь КОНКРЕТНОЕ можете сказать по поводу этой статьи?
Что конкретно, по Вашему мнению, нового или хотя бы небанального сказал автор?
Вы можете сформулировать основные тезисы этого "исследования"?
Ведь Вы с легкостью все прочитали и все поняли.
(искренне завидую!)
.
С уважением

а уважаете так же искренне, как завидуете? :0)

Ваш отзыв, Тимофей, тоже не блещет конкретностью - сплошные эмоции: бормотанье! чепуха! афигеть.
знаете, я уже могу Вас цитировать, не читая, - настолько много у Вас подобных "отзывов".))
и как Вы умудряетесь переваривать такое количество "чепухи"?))

вот Вы говорите, что следили за ходом мысли автора, а у меня такое впечатление, что Вы пробежались по верхам, повыдёргивали там сям цитаты, и делу конец. а вникать в то, о чём статья, у Вас и не было особенного желания. ну, знали Вы раньше, чем автор, об этом "приколе", ну, и что? это причина для упрёка автору? Вы, как дитя малое, ей Богу! :0)

хорошо, я попробую в следующий раз изложить основные тезисы статьи, как только появится время

Да, я и вправду как дитя малое:
Видя голого короля - говорю: А король-то голый!
А Вы ухитряетесь что-то увидеть (правда, неизвестно что, конкретно).
И обвиняете меня в том, что я не хочу обсуждать детали несуществующей одежды.
.
С уважением

Мой комментарий там же.
.
С уважением

Разборка - Вы не возражаете, если перепечатаем Ваш текст и вместе с дискуссией отдельной страницей поместим на площадку? А Тимофей может добавлять появляющиеся комментарии к тексту дискуссии (у него есть доступ к площадке). Надеюсь, что сомневаться в его честности и непредвзятости не нужно. Для Вас - здесь гораздо шире аудитория.
С наилучшими пожеланиями.

Читайте также: