Нет не надейся приязнь заслужить и признательность друга анализ стиха
Обновлено: 04.11.2024
Цели: дать обучающимся понятие о культуре эпохи античности и её роли в развитии мировой культуры, о своеобразии античной лирики; ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Катулла, основными темами и мотивами его лирики; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов.
I. Актуализация опорных знаний. Погружение в тему урока: беседа .
• Вспомните, что обозначает слово литература в переводе с латинского языка.
• Какую роль играет литература в развитии общества и жизни
• Что представляет собой античная культура? Вспомните наиболее важные её достижения и наиболее выдающихся её представителей.
• О каких открытиях древнегреческих учёных вы говорили на уроках истории, алгебры, геометрии, физики, географии?
II. Мотивация учебной деятельности
Существует устоявшееся мнение, что самая большая роскошь в мире — это роскошь общения. Общаться можно с родителями, друзьями, природой, произведениями искусства. Вот уже четыре года на уроках литературы вы общаетесь с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы. Продолжаем мы этот диалог и в 9-м классе, но организован он несколько иначе, чем раньше. Начиная с 9-го класса, изучаемый материал интегрируется на историко-литературной основе, то есть литературные произведения рассматриваются в связи с теми историческими событиями, которые происходили во время их создания. Такой подход предоставляет возможность раскрыть характерные особенности развития русской литературы в контексте мировой от античности до ХХ в. С помощью сравнения вы сможете:
• наблюдать, как писатели, жившие в одно время, но в разных
странах, отобразили в своих произведениях проблемы мировосприятия и жизни своих народов;
• определить общие и различные черты, характерные для отдельных произведений или творчества писателей одной страны или определённого исторического времени;
• усвоить наиболее важные особенности литературных направлений
и т. п. «Кто мы, нынешние, если зачеркнём в себе античность, и средневековье, и ХIХ век? В искусстве и в каждом человеке всегда огромное место занимает прошлое как средство понимания и ощущения себя сегодняшнего, а культура начинается там, где начинается история культуры»,
— писал известный русский писатель ХХ в. Сергей Павлович Залыгин.
Действительно, нельзя не согласиться с его мыслями, ведь всё, что окружает нас, — это реалии истории человеческой культуры, которую трудно представить без литературных памятников далёких столетий и образцов словесного искусства современности. (Обращение к эпиграфу урока.)
III. Работа над темой урока
— Колыбелью европейской цивилизации по праву считают античность. Античной называют культуру древних греков и римлян. Она подарила человечеству громадное наследие, которое плодотворно использовалось в последующие эпохи. Именно во времена античности были провозглашены интереснейшие философские идеи, сделаны величайшие научные открытия, заложены основы европейской литературы и театра. Значительного расцвета достигло ораторское искусство. Древнегреческий и латинский языки обогатили культуру многих народов. Так, и ныне в русской и украинской речи употребляется множество слов, пришедших из этих языков. Иногда современный человек даже и не подозревает, что древние греки подарили нам, например, такие привычные слова, как «стадион», «математика», «музыка», а римляне — «экскурсия», «аудитория», «литература». Кроме того, из древних языков этих народов к нам пришло немало крылатых высказываний, которые стали постоянными и часто употребляемыми. Словно на крыльях, они перелетели из одной страны в другую, из древности — в современность. Например, когда хотят подчеркнуть недюжинные физические возможности какого-то человека, и сейчас употребляют словосочетание «сильный, как Геркулес», которое напоминает нам об известных мифах. Именами многих мифологических персонажей названы планеты и созвездия.
Античные образцы литературы, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства вдохновляли и вдохновляют творцов на создание новых шедевров.
Античная литература состоит из двух ветвей: древнегреческой и древнеримской.
В эпоху античности произошло разделение произведений художественной литературы на три рода: эпос, лирику и драму. Тогда же в основном сформировались и художественные системы эпических, лирических и драматических жанров. Понятие «лирика» обозначает поэтические произведения, как правило, небольшого объёма, в которых выражаются чувства и мысли автора. Само происхождение понятия указывает, что возникло оно в Греции и предполагает исполнение произведения под аккомпанемент лиры. Действительно, связь с музыкой была для поэзии первоначально обязательной, но постепенно она становилась менее тесной, и в современных стихах слышится в ритме слов и строчек, звучании слов.
В древнегреческой лирике было много жанров: идиллия — произведение, посвящённое поэтизации сельской жизни; элегия — стихотворение, написанное особым размером; эпиграмма — небольшое насмешливое стихотворение;
ода — песня, посвящённая победителям в соревнованиях колесниц, атлетов и др.; гимн — хвалебная либо религиозная песня; эпиталама — свадебная песня.
Слава древнеримской литературы связана с такими именами, как Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий и др. Они создали произведения различных жанров и на разные темы, но какое-то одно является символом их творчества.
1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме
Читайте также: