Некрасов портрет стихи нарисовать
Обновлено: 22.11.2024
«ИНТЕРНЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Posted By: esenina 30.04.2021
Свои первые стихи будущий поэт написал в 7 лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу.
Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь.
На родине
Роскошны вы, хлеба заповедные
Родимых нив, —
Цветут, растут колосья наливные,
А я чуть жив!
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!
В поэзии великого русского поэта звучит всё богатство русского языка, его напевность, выразительность. Отражаются традиции русского народа и красота русской природы.
Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые берёзы, студёные зимы, жаркое лето. Он всей душой стремился передать это чувство.
Засохшая береза
В глуши на почве раскалённой
Береза старая стоит;
В её вершине обнажённой
Зеленый лист не шелестит.
Кругом, сливаясь с небесами,
Полуодетыми в туман,
Пестреет чудными цветами
Волнистой степи океан….
Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами.
Николай Некрасов нам известен не только как поэт и писатель, но и как редактор двух прогрессивных журналов эпохи: сначала «Современника», позже -«Отечественных записок».
В 60-70х годах XIX века квартира Некрасова была центром литературной и общественной жизни России.
В тот период, когда творчество Некрасова достигло своей зрелости и стало очень популярным, в России появилась целая плеяда молодых художников, которые также работали в реалистической манере и стремились показать самые тяжёлые, даже страшные стороны жизни русского народа.
Иван Николаевич Крамской
Группа художников в 1863 году во главе с Иваном Николаевичем Крамским обратилась в совет Академии с просьбой отменить задание писать только мифологические сюжеты, освободив от участия в конкурсе на большую золотую медаль и выдать дипломы свободных художников.
9 ноября 1863 года в Академии художеств произошёл «Бунт четырнадцати».
В том же году была образована первая в истории российского изобразительного искусства «Санкт-Петербургская артель художников», а позже, в 1870 году, некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок». Художники-передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.
«Искусство должно говорить правду о жизни…
… искусство должно быть национальным».
В начале 1840-х годов, среди передвижников оказались самые яркие, оригинальные таланты, которые вскоре превратились в крупнейших русских художников, составивших славу русского искусства. Среди них были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие. Они вместе с Павлом Михайловичем Третьяковым, основателем знаменитого на весь мир музея, способствовали усилению роли изобразительного искусства в общественной жизни страны.
Лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А. Некрасов, нам помогут репродукции картин художников, его современников.
В этот период культурная жизнь русского общества была сосредоточена на описании народной жизни, что в итоге вылилось в попытку преодолеть пропасть между интеллигенцией и народом. Таким образом, постепенно главным героем многих произведений, в том числе и художественных полотен, становится русский народ.
Поэтому закономерно, что творчество Некрасова так созвучно глубокому содержанию художественных полотен знаменитых русских художников.
Николай Алексеевич Некрасов стал для многих художников одним из любимейших поэтов, он оказал огромное влияние на их творчество, они называли его своим учителем.
В работах искусствоведов, посвящённых русским художникам можно нередко встретить такие выражения как: «некрасовская деревня», «некрасовские пейзажи», «некрасовские типажи».
Это не случайно, поскольку поэтическое творчество Некрасова имело в средине XIX века небывалый успех в самых разных кругах творческой интеллигенции.
Валентин Александрович Серов
«Зарисовки крестьянских детей. Абрамцево» (1879)
«Крестьянские дети»
О милые плуты!
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;…
Самостоятельность, трудолюбие, неизбалованность сельских детей вызывает восхищение. Несмотря на тяготы жизни, они счастливы от того, что видят прекрасное в русской природе.
Илья Ефимович Репин
«Бурлаки на Волге» (1873), Государственный русский музей.
«Размышления у парадного подъезда»
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой.
Алексей Кондратьевич Саврасов
«Волга над Юрьевцем» (1871г)
Творчество А.К. Саврасова является одним из самых значимых примеров русской ландшафтной живописи XIX века. Коренной москвич, он увидел Волгу и был очарован ею уже до конца своих дней.
Облюбовал Саврасов небольшой живописный Юрьевец и поселился в нём. Здесь у него родился замысел написать пейзаж с бурлаками. Перед глазами тянулся по правому берегу древний «бичевник» — бурлацкая тропа. Шли и шли ватаги бурлаков. Люди из последних сил тянули огромные баржи, подбадривая себя песнями.
Так и стоит в воздухе: «Эй, ухнем!».
Картина созвучна стихам Николая Некрасова:
…Обутым в лапти, вдоль реки,
Ползли гурьбою бурлаки,…
Полотно «Волга над Юрьевцем» находится в одной из частных коллекций Франции. До сих пор точное его местонахождение неизвестно. Уменьшенный авторский вариант картины находится в Казахской Государственной галерее им. Т.Г. Шевченко в Алма-Ате. Один из подготовительных этюдов под названием «Бурлаки на Волге» хранится в Третьяковской галерее.
Исаак Ильич Левитан
«Владимирка»,(1892)
Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по ней крестьянин нёс на базар последние свои пожитки, по дороженьке уходили надолго мужики в город на заработки, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь…
«Благодарение господу богу»
— «Пел бы я песню про эту дорогу,
Пел бы да ревма-ревел,
Песней над песнями стала бы эта
Песня… да петь не рука»….
Иван Иванович Шишкин.
«Рожь» (1878), Государственная Третьяковская галерея.
Пейзаж Шишкина близок и понятен каждому русскому человеку. Он выразил в своих полотнах его сокровенные думы о нашей земле.
В мастерстве описания русской природы Шишкин не имеет равных себе.
Многие работы художника, несомненно, можно иллюстрировать выдержками из стихотворений Некрасова.
«Тишина»
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Василий Григорьевич Перов.
У истоков новых исторических и творческих процессов, происходящих в 1860-е годы в России, стоял московский художник Василий Перов.
Мы можем установить наибольшую близость между творчеством Николая Алексеевича Некрасова и живописца Василия Григорьевича Перова.
Главное, что их сближает – глубокое сочувственное отношение к крестьянству.
Вслед за Некрасовым, Перов – впервые в русской живописи – обратился к изображению тяжёлой, горькой жизни русского крестьянства. Средствами живописи Перов сумел выразить те же идеи, поднять те же темы, что и Некрасов в поэзии. Стихи и поэмы Некрасова были для Перова образцом высокого общественного служения народу.
Перов также считал, что нельзя работать, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра».
Одной из самых выразительных и сильных картин в творчестве Перова является картина «Проводы покойника»
«Проводы покойника» (1865), Третьяковская галерея.
Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос”, с эпизодами смерти и похорон Прокла:
Равнодушно слушая проклятья,
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Стихотворение родственно картине В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
«Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), Третьяковская галерея.
В то время, «в золотую пору малолетства», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:
Давайте посмотрим на ещё одну, одну из самых сильных картин художника – «Последний кабак у заставы»
Плотный снег, хаотично изрезанный полозьями саней возле кабака, и очерченная грязью дорога, пролегающая вдалеке от церкви, красноречиво свидетельствуют о том, какое именно пристанище все-таки выбрали для себя путники. Здесь крестьяне пропивают деньги, заработанные за день. И, видимо, своего загулявшего мужа ждёт в санях съёжившаяся, замёрзшая от долгого ожидания крестьянка.
Невольно, глядя на картину, вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”
У заставы, в харчевне убогой,
Всё пропьют бедняки до рубля,
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,…
Тяжёлая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей того времени, волновала и Перова. В 1867 году он написал картину «Утопленница».
«Утопленница» (1867), Третьяковская Галерея.
Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей своё падение и глубоко страдающей. И эта картина во многом созвучна скорбному стихотворению Некрасова
О влиянии поэзии Н.А. Некрасова на творчество художников-передвижников мы поговорили со старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Ростовского областного музея изобразительных искусств, искусствоведом, Галиной Ивановной Долгушевой.
Портреты Некрасова
Так, Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской.
Художник считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечения, преодоления угрозы небытия, победы над временем. Он пишет портрет Некрасова в те годы, когда тот уже тяжело болел.
Кажется, именно в этот миг поэту приходят в голову строки его «Элегии»:
Давайте посмотрим и на другие портреты Н.А. Некрасова, созданные его современниками.
Художники-иллюстраторы
К произведениям Некрасова, конечно же, обращались и художники-иллюстраторы.
Иногда они создавали рисунки, навеянные впечатлениями от стихов Некрасова, как вполне самостоятельные произведения искусства.
***
Любовь к поэту, уважение к нему современников нашло свое яркое выражение в том, как его хоронил Петербург. Грандиозные не только по внешним масштабам, но и по внутреннему накалу, резкому столкновению мнений, готовности революционно-народнической молодежи силой, в случае необходимости, защищать свои идеалы, право выполнить свой долг перед памятью художника-демократа.
Слова Достоевского, его сопоставление Некрасова с Пушкиным и Лермонтовым, вызвали протестующие возгласы из толпы молодежи. Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!» Симпатии молодого поколения к Некрасову вполне объяснимы. Некрасов был им ближе, современнее Пушкина.
Предлагаем вам проверить свои знания в он-лайн-игре «Вставь пропущенное слово «Мир Некрасова» (афоризмы Некрасова):
Спасибо за внимание!
Подготовила Л.А. Сукрушева
25 декабря президент России подписал указ о том, что 2021 год в стране будет Годом науки и технологий.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Цель указа – дальнейшее развитие науки и технологий в Российской Федерации.
Читайте также: