Небеса проповедуют славу твою стих
Обновлено: 04.11.2024
Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом – торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. «Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!» (Вигуру. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 477).
Небо, величественное днем и ночью, свидетельствует славу Божию пред всем живущим (2–5). На этом небе – самое великое светило – солнце, которое обходит, живит и освещает весь мир (6–7). Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу (6–10), почему он выше всяких земных сокровищ (8–12). Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его (13–15).
Пс.18:2 . Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Небо, покрытое бесконечным количеством светил, особенно ярких на Востоке, вся эта твердь, находящаяся над головою человека, ясно свидетельствует о необыкновенном величии и силе Творца. Человек знает, что эти светила вне его власти, он видит их необыкновенно стройное течение и красоту. О чем ином, как не о величии творческой славы Бога все это говорит самым фактом своего существования!?
Пс.18:3 . День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога.
Пс.18:4 . Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
Небесный свод – везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы ( «языцы» ) и племена ( «наречия» ) не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение «нет языка, и нет наречия» понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца.
Пс.18:6 . и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
Пс.18:7 . от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
Из светил, особенно величественных на звездном небе, выделяется солнце, которое каждый день выходит, «от края небес» – от востока, в необыкновенном сиянии, напоминая жениха в его убранстве, или «исполина» , воина идущего на состязание в бегании. Оно обходит всю землю и ничто не укроется от его теплоты и света: оно все согревает и живит.
Пс.18:8 . Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Пс.18:9 . Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Пс.18:10 . Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
«Закон Господа» , «откровение» , «повеления Господа» , «страх Господень» , «суды Господни» – выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает «укрепл ение» души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно »умудряет« человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение »весел ит сердце« , так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. – «Просвещает очи» – синонимично выражено »умудряет« . Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается »истина" ; поэтому оно праведно.
Пс.18:11 . они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее «меда» , выше всех внешних, материальных ценностей.
Пс.18:12 . и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
«Раб твой» – Давид; «охраняется ими» – старается согласовать свои действия с указаниями откровения и оберечь себя от уклонения к греху.
Пс.18:13 . Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
Пс.18:14 . и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные «мысли» ( «умышленные» ). То и другое может перейти в действие и привести к великому «развращени ю», к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто.
Читайте также: