Не позволяй душе лениться анализ стиха
Обновлено: 04.11.2024
Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почётное место. В стихотворении «Не позволяй душе лениться» поэт рассказывает, как важно духовно развиваться и воспитывать свою душу. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану, который пригодится ученикам 7 класса.
Краткий анализ
История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.
Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.
Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».
Эпитеты – «утренняя звезда», «жить… по-человечьи».
Фразеологизмы – «толочь в ступе воду», «держать в чёрном теле», «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвать».
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.
Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.
Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.
Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: « Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Тем не менее поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она придет к бедности, оскудению. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна» . Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи» . Этим наречием автор, видимо, хочет показать умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема нравственности.
В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь» .
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения кольцевая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишие – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе (потому кольцевая композиция). Ее можно считать главной мыслью произведения.
Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «утренняя звезда», «жить… по-человечьи» . Поэт в обилии использует фразеологизмы: «толочь в ступе воду», «держать в чёрном теле», «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвать». . В последнем катрене есть антитеза: «она рабыня и царица, она работница и дочь» .
Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкость высказыванию придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» .
Читайте также: