Назовите основную тему ранних стихов а ахматовой

Обновлено: 22.11.2024

38. Поэзия А. Ахматовой 1910-х годов

Раннее творчество Анны Андреевны Ахматовой (псевд.; наст. фам.– Горенко; 1889–1966) выразило многие принципы акмеистической эстетики. Но в то же время характер миропонимания Ахматовой отграничивал ее – акмеистку, на творчестве которой Гумилев строил акмеистические программы. Недаром Блок назвал ее «настоящим исключением» среди акмеистов.

Вопреки акмеистическому призыву принять действительность «во всей совокупности красот и безобразий», лирика Ахматовой исполнена глубочайшего драматизма, острого ощущения непрочности, дисгармоничности бытия, приближающейся катастрофы. Именно поэтому так часты в ее стихах мотивы беды, горя, тоски, близкой смерти («Томилось сердце, не зная даже//Причины горя своего» и др.). «Голос беды» постоянно звучал в ее творчестве. Лирика Ахматовой выделялась из общественно индифферентной поэзии акмеизма и тем, что в ранних стихах поэтессы уже обозначилась, более или менее отчетливо, основная тема ее последующего творчества – тема Родины, особое, интимное чувство высокого патриотизма («Ты знаешь, я томлюсь в неволе. », 1913; «Приду туда, и отлетит томленье. », 1916; «Молитва», 1915, и др.). Логическим завершением этой темы в предоктябрьскую эпоху стало известное стихотворение, написанное осенью 1917 г.:

Мне голос был. // Он звал утешно, // Он говорил: «Иди сюда, // Оставь свой край глухой и грешный, // Оставь Россию навсегда. // Я кровь от рук твоих отмою, // Из сердца выну черный стыд, // Я новым именем покрою // Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно // Руками я замкнула слух,// Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Лирика Ахматовой опиралась на– творчество Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова, а из современников – творчество Блока. Ахматова на подаренном Блоку экземпляре «Четок» надписала двустишие, которое вскрывает характер связи ее раннего творчества с мотивами и образами блоковской поэзии:

От тебя приходила ко мне тревога // И уменье писать стихи.

«Блок разбудил музу Ахматовой, – пишет В. Жирмунский,– но дальше она пошла своими путями, преодолевая наследие блоковского символизма».

Ощущение катастрофичности бытия, осмысляемое Блоком в историко-философском ключе, проявляется у Ахматовой в аспекте личных судеб, в формах интимных, «камерных». Диапазон тем ранней лирики Ахматовой значительно уже блоковского. Стихи ее первых книг – «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917)–в основном любовная лирика. Сборник «Вечер» вышел с предисловием Кузмина, усмотревшего особенности «острой и хрупкой» поэзии Ахматовой в той «повышенной чувствительности, к которой стремились члены обществ, обреченных на гибель». «Вечер» – книга сожалений, предчувствий заката (характерно само название сборника), душевных диссонансов. Здесь нет ни самоуспокоенности, ни умиротворенного, радостного и бездумного приятия жизни, декларированного Кузминым. Это –лирика несбывшихся надежд, рассеянных иллюзий любви, разочарований, «изящной печали» , как сказал С. Городецкий. Сборник «Четки» открывался стихотворением «Смятение», в котором заданы основные мотивы книги:

Было душно от жгучего света, // А взгляды его – как лучи. // Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить. // Наклонился – он что-то скажет. // От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет // На жизни моей любовь.

К любовной теме стягивались все темы ее первых сборников.

И совсем чуть-чуть из Интернета:

В апреле 1910 юная Анна Горенко вышла замуж за Н. Гумилёва. Вскоре появились первые стихи под псевдонимом Ахматова. 1910—1912 она дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амадео Модильяни несомненно оказали большое влияние на творчество Ахматовой

39. Эволюция лирики А. Ахматовой (книги «Вечер», «Четки», «Белая стая»)

(+см. предыдущий вопрос)

Поэтическая зрелость пришла к Ахматовой после ее «встречи» со стихотворениями Ин.Ф. Анненского, у которого она восприняла искусство передачи душевных движений, оттенков психологических переживаний через бытовое и обыденное. Образ в лирике Ахматовой развертывается в конкретно-чувственных деталях, через них раскрывается основная психологическая тема стихотворений, психологические конфликты. Так возникает характерная ахматовская «вещная» символика .

Ахматовой свойственна не музыкальность стиха символистов, а логически точная передача тончайших наблюдений. Ее стихи приобретают характер эпиграммы, часто заканчиваются афоризмами , сентенциями, в которых слышен голос автора, ощущается его настроение:

Мне холодно. Крылатый иль бескрылый, // Веселый бог не посетит меня.

Восприятие явления внешнего мира передается как выражение психологического факта:

Как непохожи на объятья // Прикосновенья этих рук.

Ты зацелованные пальцы // Брезгливо прячешь под платок.

Афористичность языка лирики Ахматовой не делает его «поэтическим» в узком смысле слова, ее словарь стремится к простоте разговорной речи :

Ты письмо мое, милый, не комкай, // До конца его, друг, прочти.

Не в лесу мы, довольно аукать,– // Я насмешек таких не люблю.

Включенная в строчки стиха прямая речь, как речь авторская, построена по законам разговорной речи:

Попросил: «Со мною умри! // Я обманут моей унылой, // Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый! // И я тоже. Умру с тобой. »

Но это и язык глубоких раздумий. События, факты, детали в их связи раскрывают общую мысль поэтессы о жизни, любви и смерти.

Для стиля лирики Ахматовой характерна затушеванность эмоционального элемента . Переживания героини, перемены ее настроений передаются не непосредственно лирически, а как бы отраженными в явлениях внешнего мира. Но в выборе событий и предметов, в меняющемся восприятии их чувствуется глубокое эмоциональное напряжение . Чертами такого стиля отмечено стихотворение «В последний раз мы встретились тогда. »:

В последний раз мы встретились тогда // На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода, // И наводненья в городе боялись. // Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине – нелепость. // Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость! –// Затем что воздух был совсем не наш,

А как подарок божий – так чудесен // И в этот час была мне отдана

Последняя из всех безумных песен.

В памяти героини всплывают какие-то детали окружающей обстановки. Но в рассказе о явлениях мира внешнего и заключена целая повесть о духовной жизни героини.

В интимно-«вещной» сфере индивидуальных переживаний в «Вечере» и «Четках» воплощаются «вечные» темы любви, смерти, разлук, встреч, разуверений, которые в этой форме приобретали обостренно-эмоциональную, ахматовскую выразительность. В критике не раз отмечалась специфичная для лирики Ахматовой «драматургичность» стиля , когда лирическая эмоция драматизировалась во внешнем сюжете, столкновении диалогических реплик.

В «Белой стае» проявились и новые тенденции стиля Ахматовой, связанные с нарастанием гражданского и национального самосознания поэтессы. Годы первой мировой войны, национального бедствия обострили у поэтессы чувство связи с народом, его историей, вызвали ощущение ответственности за судьбы России. Подчеркнутый прозаизм разговорной речи нарушается пафосными ораторскими интонациями, на смену ему приходит высокий поэтический стиль.

Муза Ахматовой уже не муза символизма. «Восприняв словесное искусство символической эпохи, она приспособила его к выражению новых переживаний, вполне реальных, конкретных, простых и земных. Если поэзия символистов видела в образе женщины отражение вечно женственного, то стихи Ахматовой говорят о неизменно женском».

В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств.

Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”

Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

ясный взгляд на жизнь;

стремление к простоте, естественности;

конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;

увлеченное любование мелочами;

близость стиха разговорному строю языка;

Поэтическое мастерство проявляется в лаконизме, малом объёме произведения, в "говорящей" детали, "овеществлении" поэтических образов, афористичности речи.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта. В области метра – господство дольника; в области ритма – ровный, сглаженный ритм 4-стопного и 5-стопного ямба.

«Чётки», 1914 г.

Было душно от жгучего света, // А взгляды его – как лучи. //Я только вздрогнула; этот

Может меня приручить. –

Эти строки, открывающие "Четки", демонстрируют сразу главные приметы стиха ранней Ахматовой: это дольник, и рифмы в нем неточные. Возрастает кол-во стихотворений, написанных 5-стопным ямбом, 4-стопным хореем и 3-стопным анапестом. Чаще, чем в какое-либо иное время, эти размеры появляются с дактилическими рифмами – традиционной приметой установки «на фольклор». Сочетание фольклорных и торжественных интонаций напоминает о Некрасове.

В характере лирической героини проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность. Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

“Белая стая” 1917 г.

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы. Для стихотворений этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня.

Отчётливей слышится мотив смерти ("Муза ушла по дороге…")

40. Лирическая героиня А. Ахматовой

(см. вопросы про Ахматову 38 и 39)

Эмоции в ее стихах скрыты и не выступают на поверхность, передаются через бытовые детали, посредством предметного мира стихотворения. Чувства героини не описываются прямолинейно, а дается намеком, ее лирика ассоциативна : и пейзаж, и интерьер, и переживания она передает через точную, выразительную деталь. Поэт говорит как бы не о своем внутреннем мире, а об окружающем . Но за этими нейтральными деталями скрывается духовная драма. Показ внутреннего — через внешнее с первых сборников становится основным принципом поэзии Ахматовой.

Так беспомощно грудь холодела, // И шаги его были легки. // Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

В этих строчках психологическая деталь играет определяющую роль — именно за счет ее присутствия создается представление о том, что чувствует героиня. Ее чувства — скрыты, недосказаны. Значима самая малая деталь :

Качание веток задетых // И шпор твоих легонький звон.

Слова звучат намеренно внешне, сдержанно и безразлично.

Очень часто в стихах Ахматовой встречается рассказ о происшедшем, о важном для героини событии, при этом также нет обособленной эмоции, чувства скрыты и только детали описания позволяют догадываться о том, что за буря бушует в ее душе:

Брошена! Придуманное слово — // Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово // В потемневшее трюмо.

Недаром она почти никогда не говорит о своих чувствах прямо — эмоция передается описанием жеста или движения , т. е. именно так, как это делается в новеллах и романах.

Поэтому мелочи, детали, предметы обстановки, окружение, биографические детали приобретают большую важность в поэзии Ахматовой. Героиня очень зримо представляется: она описывает, как она выглядит, свою одежду, движения, жесты, походку :

На шее мелких четок ряд, // В широкой муфте руки прячу. --- И непохожа на полет // Походка медленная эта, // Как будто под ногами плот, // А не квадратики паркета.

Описывает Ахматова и прошлое своей героини («Вижу выцветший флаг над таможней…», «В ремешках пенал и книги были» и др.), места, где она жила и живет (юг, Киев, Царское Село, Петербург), ее дом, ее комнаты:

Протертый коврик под иконой; // В прохладной комнате темно, // И густо плющ темно-зеленый // Завил широкое окно. // От роз струится запах сладкий, // Трещит лампадка, чуть горя. // Пестро расписаны укладки // Рукой любовной кустаря.

Эта обыденная обстановка, точные бытовые детали создают очень яркий образ главной героини ахматовской лирики.

Точное указание места и времени действия, описание окружающих героиню деталей — краеугольный камень ее поэзии. Стихи ее очень точны, Ахматова внимательна к предметному миру:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. // Очертанья столицы во мгле. // Сочинил же какой-то бездельник, // Что бывает любовь на земле.

Ахматова возвращает в поэзию конкретность и простоту образа, освобождающегося от символистской туманности, и определенность места и времени играет в этом важную роль :

Хочешь знать, как это было? — // Три в столовой пробило… // Я сошла с ума, о мальчик странный, // В среду, в три часа. // Я пришли к поэту в гости // Ровно в полдень, в воскресенье…

Эта точность и определенность детали, окружающего мира, эмоций в поэзии очень характерна для Ахматовой, конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души связана в русской поэзии именно с ее именем. При такой раздельности и четкости, при такой конкретизации душевных переживаний почти для всякого движения души обозначен фактический повод.

Характерны для Ахматовой тонкость наблюдения и точность взгляда . При скупости слов в ее стихах они точно и емко дают представление, картину мира героини. Ахматова утвердила малую форму стиха, сообщив ей интенсивность выражения. Лаконизм в ее стихах стал принципом построения: лирика утеряла как будто свойственную ее природе многословность. Все сжалось — размер стихотворений, размер фраз, сократился даже самый объем эмоций или поводов для лирического повествования. Тематика ахматовской поэзии достаточно узка.

Поэтический мир Ахматовой внутренне очень трагичен. Судьба, избираемая ее героиней, тот удел, который она почитает естественным, — это отсутствие счастья и удачи. Жестокий и равнодушный окружающий мир поглощает хрупкие, индивидуальные, одухотворенные ценности, эти последние, как и сам человек, эфемерны перед лицом времени и других разрушительных сил. Нормальное состояние, которое героиня принимает как должное, — мир без любви и счастья, постоянные потери любимых и близких, близящаяся смерть и одиночество:

Мне счастливой не бывать… // Шутил: Канатная плясунья, // Как ты до мая доживешь?

Новый мост еще не достроят, // Не вернется еще зима, // Как руки мои покроет

Парчовая бахрома.

И героиня ахматовской поэзии, ее лирический герой пассивно принимает этот мир и это положение вещей: осознавая собственное бессилие перед силами судьбы, она готова им покориться. Но все же сохраняет инстинктивную, вопреки судьбе, любовь к жизни и ее хрупким, теплым, одухотворенным предметам. Чувствуя мимолетность счастья, она ощущает ценность каждого отдельного момента жизни, каждой частицы сущего, сочувствует всем существам, находящимся в сходном с нею положении.

Героиня Ахматовой наделена ею способностью к творчеству (крылатостью) — то есть сверхчувствительностью, способностью выходить за границы данного. Она обладает даром прорицания, обостренными памятью и воображением, понимает язык природы, верит в приметы. Ей дарован дар проникать в суть вещей, провидеть интуитивно подлинный облик другого.

Для Ахматовой очень важны запоминание и способность все помнить :

Я вижу все. Я все запоминаю, // Любовно-кротко в сердце берегу.

Память становится родом творчества, это создание особой реальности, второго мира.

В лирике Ахматовой постоянно сочетание двух тем: долга и счастья; присутствует в ней понимание шаткости и, в конечном счете, безнадежности человеческого положения . Избираемый героиней аскетизм — смирение с тем, что счастье случайно, кратковременно и обманчиво:

Или сядем на снег примятый // На кладбище, легко вздохнем, // И ты палкой чертишь палаты, // Где мы будем всегда вдвоем.

В определенной степени это даже страх перед счастьем, и — самоограничение, сдержанность, серьезность, скромность: А у нас — светлых глаз // Нет приказу подымать.

Читайте также: