На стихи какого поэта высоцкий писал песни пародии
Обновлено: 24.12.2024
Сегодня, в День поэзии, хочется поговорить о том, как начинался поэт Высоцкий. Он не был вундеркиндом, не писал с пеленок проникновенных недетских строк, не поражал родственников и друзей, не участвовал в конкурсах юных талантов.
В определенном возрасте душа просит чего-то возвышенного и начинает говорить стихами. Многие подростки кропают вирши про розы-мимозы, любовь-кровь, невыносимую тяжесть бытия и тотальное непонимание окружающих. Подавляющее большинство перерастают этот период и безболезненно расстаются с робкими попытками приобщиться к стихотворчеству, понимая, что поэтом не быть. Некоторое количество же продолжает рифмовать строки, искренне считая это стихами. Сейчас, когда на заборах интернета можно самовыражаться без ограничений, оказалось, что таких людей огромное количество. бог им судья, как говорится, время всё расставит на свои места, но лучше всё же остановиться вовремя, чем всю жизнь считать себя непризнанным гением.
Рифмовать строчки Володя умел еще в школе. В 1953 году восьмиклассник Высоцкий откликнулся на смерть И.В. Сталина наивным ученическим опусом "Моя клятва" ("Опоясана трауром лент. "). Кажется, стихотворение требовалось в какую-то стенгазету - то ли школьную, то ли на работе у матери, сейчас не помню. Когда в школу пришла новая учительница литературы, для Владимира и его одноклассников открылся неведомый доселе Серебряный век русской поэзии: Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Северянин и другие - все то, что отсутствовало в школьной программе. И это подстегнуло интерес мальчишек не только к поэзии великих, но и к собственному творчеству. Как минимум двое из них стали впоследствии известными поэтами: В. Высоцкий и И. Кохановский. Сочинялись стихи "на случай", пародии друг на друга, шуточные стихи. Видимо, Володя не был лидером в этом деле, и это его задевало, потому что на вполне невинную пародию одноклассника "Смеялись девочки: "Хи-хи, Высоцкий стал писать стихи"" он отреагировал жестко. По словам И. Кохановского, Володя ответил: "Какие мерзкие стишочки Ты научился сочинять. Говно ты всмятку, х. в мешочке, Что я могу еще сказать?" Довольно грубо, учитывая, что школа была мужская и девочкам хихикать там было просто негде. Но, может быть, была какая-то предыстория, которой мы не знаем. Кстати, пушкинские строки "Чего же боле, Что я могу еще сказать" Володя беззастенчиво эксплуатировал весь период творческого ученичества. Будучи студентом Школы-студии МХАТ, он был редактором стенгазеты, сочинял для нее злободневные стишки о прогульщиках и отстающих, стихотворные посвящения преподавателям,. Очень много подпевок-перепевок на популярные мелодии сочинялось для выступлений агитбригады на целине и, конечно, для знаменитых студенческих капустников. Это был период ученичества, когда Владимир еще только искал свой путь в поэзии, еще не знал, что будет считаться "энциклопедией советской жизни". Но это был необходимый период становления таланта. Пройдет всего несколько лет, и голос безвестного пока автора обретет уникальное, узнаваемое звучание. А пока - из раннего:
Больно за поэзию
Отхрипели в агонии оды,
Захлебнувшись кровавым клинком,
Поражённые в сердце рапсоды
Отзвенели разбитым стеклом.
Путь окончив свой жизненный с честью,
И поэмы низверглись в бою.
Отгнусавила лирика песню,
Лебединую песню свою.
Как деревья, теряя все соки,
Остаются посмертно стоять,
Так — в поэзии целы лишь строки,
А стихи отказались звучать.
Чтобы медным мычаньем мычала, —
Музу гимны заставили петь…
Отласкала она, отзвучала,
И уж больше не будет звенеть.
Варианты, черновики, как всегда, ЗДЕСЬ .
Стихотворение написано В. Высоцким во время учёбы в Школе-Студии МХАТ, датируется 1959 годом. Студенческая тетрадь, в т.ч. и с записью данного текста, в настоящее время хранится в ГКЦМ. Может быть, это тоже часть какого-то капустника, а может быть, самостоятельное произведение, не знаю. Можно только улыбнуться переживаниям юного поэта о страданиях и кончине поэзии, зная, как громогласно зазвучит его бунтарская лира в скором будущем.
Читайте также: