Н м скребов стихи

Обновлено: 04.11.2024

Николай Скрёбов

Писать заметки в городскую газету «Красный шахтёр» начал в школьные годы. Тогда же определилось призвание. Окончив факультет журналистики Киевского университета в 1956 году, стал литработником отдела информации Каменской областной газеты «Ленинское знамя» (Шахты). С упразднением Каменской области был переведён в отдел информации ростовской областной газеты «Молот». В 1959–1961 годах работал в отделе литературы и искусства «Молота», по совместительству преподавал теорию и практику печати на историко-филологическом факультете РГУ. С 1961 по 1965 годы – литературный редактор журнала «Дон».

В 1961-м в Ростиздате вышел первый сборник стихов Николая Скрёбова «Любимый цвет».

В 1965–1967 годах работал старшим редактором литературно-драматических передач Ростовской студии телевидения. В дальнейшем был на аппаратной работе – в областной писательской организации (литконсультант), а также в отделе культуры обкома КПСС (инструктор).

В 1970 – 1980 годах был занят в написании инсценировок и песен для спектаклей Ростовского театра юного зрителя.

Журналистскую работу возобновил в 1974-м – в газете «Молот» (завотделом, и.о. ответсекретаря), в 1976-м переведён в редакцию журнала «Дон» (заместитель главного редактора). В 1979–1981 годах был заместителем председателя правления областной писательской организации. С 1981-го работал на радио ГТРК «Дон-ТР».

С 1959-го состоял в Союзе журналистов СССР, затем России. С 1962-го был членом Союза писателей СССР, с 1991-го – Союза российских писателей.

Лорка. Другая жизнь

Памяти Николая Михайловича Скрёбова

Это стихотворение я написал почти пять лет назад. Ни разу в этом не признавался публично, но теперь хочу сказать: когда писал его, представлял любимого поэта и изумительного человека Николая Михайловича Скрёбова. Мне почему-то казалось, что если бы Лорка не был убит и дожил до старости, он был бы похож на Скрёбова. Сегодня ночью Николай Михайлович ушёл из жизни. Ему было 82 года. Потеря эта совершенна невосполнима. Светлая память, дорогой Николай Михайлович!

Он постареет, высохнет, согнётся.

Пропахнет табаком платок в кармане.

И на локтях протрется бархат куртки.

И, главное, ему наскучат песни.

Ненужной декорацией гитара

давно висит на выщербленной стенке,

пропитанной неумолимым солнцем,

которое его не согревает.

Служанке тридцать шесть. Он мог погибнуть

когда-то в этом возрасте, но спасся.

И вот теперь уже не замечает,

что ей на вид от силы двадцать восемь.

Зачем он пишет, раз угасли страсти?

Рукою водит давняя привычка,

и мастерство, и отголоски ритмов

отбушевавшей арагонской хоты.

Смерть не страшна. Она уже не демон,

угрюмый и трагически прекрасный,

а старая соседка, грея кости,

сидящая на лавочке садовой.

Смеркается. Издалека доносит

порывом ветра цитрусовый запах,

и скрип колес, и тихий женский голос,

сквозь смех его зовущий: «Федерико!»

4 марта 2015 года

Судьба одного стихотворения


Стихотворение «Хочу тебя видеть, услышать, растрогать…» было напечатано в стихотворном сборнике Николая Михайловича «Южная вьюга» (издательство «Советский писатель», Москва) в 1976 году – тонкое, трепетное, написанное как будто на одном вдохе и выдохе. Я очень дорожу этим стихотворением, потому что оно предельно точно передаёт состояние человека влюблённого, необыкновенно нежно и трепетно относящегося к предмету своей любви, готового жертвовать ради любимой. А где жертва, там истинная любовь, там истина.

К великому сожалению, это стихотворение стало предметом поругания, извращения текста с привнесением туда элементов пошлости и даже присвоением авторства. Особенно в этом преуспел некий представитель мира музыки, который, изменив и извратив текст, написал к нему мелодию и исполняет эту песню в «Ютьюбе» под видом автора. Таких мнимых авторов стихотворения «Хочу тебя видеть, услышать, растрогать…» немало в интернете. В связи с этим, а также по причине востребованности творчества Николая Михайловича, напрашивается мысль о необходимости представить в сети Интернет истинного автора, а именно – обнародовать оцифрованные сборники с подлинными текстами его стихов, где сохранена оригинальная вёрстка книги. Есть ли возможность исполнить эту мысль достойно – остаётся пока вопросом.

Читайте также: