Мы теперь уходим понемногу стихи с есенина анализ

Обновлено: 02.07.2024

Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» – одно из произведений лирика, опубликованное в 1924 году. Его появление стало результатом духовного кризиса, который тогда переживал поэт, невозможностью его примирения с окружающей его действительностью. Краткий анализ «Мы теперь уходим понемногу» по плану будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы теперь уходим понемногу.

История создания – стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году, в год смерти поэта Александра Ширявцева, глубоко потрясшей Сергея Есенина, и без того испытывавшего душевные переживания, связанные с переосмыслением прошлого, поиском своего места в жизни.

Тема – стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, мысли о том, что нужно жить здесь и сейчас.

Композиция – условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «цветут там чащи», «Не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».

Олицетворения – «…осинам, что… загляделись в розовую водь».

История создания

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт переживал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установившуюся советскую власть, оттого испытывает душевное одиночество. В его стихах звучат темы трагической обречённости, но при этом стремление найти своё место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева. Всё это находит место в изучаемом стихотворении. В нём поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознаёт, насколько дорого ему всё, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…» , «…Счастлив тем, что я дышал и жил» . Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые берёзовые чащи!

» , «…Этих нив, златящихся во мгле» . Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать» , противопоставляет ей жизнь на земле – «И на этой на земле угрюмой» , но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме даёт понять, о чём хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать» . Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности ухода из этого мира, где всё дорого: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь» . В следующих и последних четырёх строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески – тоски, сложил – жил) и неточная (чащи – уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки – перекрёстный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Это лирическое стихотворение. В нём отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле» , «душу облекает в плоть» . Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям: «…осинам, что… загляделись в розовую водь» . Встречаются также эпитеты: «розовую водь» , «на земле угрюмой» , «бренные пожитки» . Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передаётся шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоски по прошлому.

Читайте также: