Мы о войне стихами говорим конкурс чтецов

Обновлено: 04.11.2024

способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

№ 1 Выход ведущих ( Звучит музыка)

Ведущий 1: Мы рады приветствовать в этом зале зрителей, участников и жюри конкурса!

Вед.ущий 2 : Сегодня мы здесь собрались, для того чтобы провести традиционный конкурс чтецов. Тема нашего конкурса «Мы о войне стихами говорим». Дети в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: Оценивать выступления будет компетентное жюри. В его состав входят:

Ведущий 2: Каждый конкурсант оценивается по пятибалльной системе, по следующим критериям:

- Соответствие выбранного стихотворения теме конкурса;

- Знание текста произведения;

- Интонационная выразительность речи

(динамика, выражаемая в ударениях;

мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты;

темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах;

эмоциональная окраска речи, определяющая характер);

- Правильное литературное произношение;

- Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений)

№ 1 Звучит музыка выбегают два ребенка

Дети 1-2 : Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну .

Мы ждали гостей.

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Вед 1 Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая долгая из всех войн - Великая Отечественная война .

Вед.2 : Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война , сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война .

Вед. 1 Нашу конкурсную программу открывает ученица 2 класса …….

Вед.2 Татьяна Сыромятникова «Диалог ровесниц»

Я хочу до тебя докричаться,

Заглянуть ненадолго в твой век!

Я прошу тебя мне отозваться,

Мой ровесник, войны человек!

Как жилось тебе в то лихолетье?

Что пришлось испытать на яву ?

Я хочу, чтобы через столетия

Ты пришла бы, когда позову.

Детство сломано было, сестренка,

Наступила на душу война

Я такой же была девчонкой

Среди грохота, слёз. и одна.

Ленинград выживает в блокаду,

Косит море людское смерть.

Я твердила себе: «Выжить надо!»

Раскисать ни за что! Не сметь!

Лагерь стал на пути, на фашистский

Там где смерть летела в лицо

Тлела всё же в груди славы искра

Что увижу родное крыльцо…

В партизанском отряде в разведку

Я с подругой ходила не раз

Мессершмитты убили соседку

Слёзы молча катились из глаз…

Ты счастливая нынче, сестренка,

Над тобой не грохочет война.

Улыбайся и смейся так звонко,

Чтобы на век отступила она!

Улыбайся горящему солнцу

И небесной родной синеве,

Восхищайся всем этим до донца

И прошу, не забудь обо мне! 

Вед. 1 : Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…

Вед. 2 Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Вед. 1 На сцену приглашается у ченица 2 класса ………

Вед. 2 Людмила Корнева «Дети войны»

Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.

Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!

Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны
Родине отдали жизнь до последнего вздоха –
Как вам хотелось дожить до конца той войны!

Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке – лишь сухарик один про запас.

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
Хоть повидали так много и горя, и зла.
Ваши сердца от жестокости не очерствели,
В клубах пожарищ душа оставалась светла.

А вам хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.

Вед. 1 Лора Тасси «Дети войны . Оборванного мишку утешала…»

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе. "

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я. "

. А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. "

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "

. Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

Вед. 1 Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.

Вед. 2 Самуил Маршак «Мальчик из села Поповки»
Вед. 1 Читает ученик 2…….

Запись авианалета и взрыва

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Ведущий1 : Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Они рано и быстро взрослели…

На сцену приглашается ученица 2…….

Ведущий1 Аркадий Кулешов «На минском шоссе»

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Ведущий: 1

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети".

У них был свой мир, с собственной шкалой ценностей. Но дети, что бы они ни делали, чем бы ни занимались, всегда думали о хлебе. В день им выдавали 125 грамм хлеба . И больше ничего. Сколько перенесли эти маленькие человечки! А сколько их не выжило!

Ведущий: 1

Сохранились рисунки детей блокады.

Игорь (4 года). «Блокадные часы. Это наши часы. Они показывают, когда мне можно будет ещё кусочек съесть.»

25 мая 1942 года в детском саду блокадного Ленинграда трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок бумаги беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре: "Это война, вот и все, а посередине булка, а больше не знаю… "

Ведущий1 На сцену приглашается ученица 2…….

Ведущий2 Светлана Сон «Мечты блокадного мальчика»

На окнах - надоевшие кресты.
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.

Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!

Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!

Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть - взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!

Ведущий:1 Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Кровью не только бойцов, но и детей, и матерей

Ведущий2 На сцену приглашается ученик 2…..

Ведущий:1 Ольга К и евская «Баллада о матери»

Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"

«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила.
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести.
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.

Танец «А закаты алые…» - 2 класс

Вед. 1 : Шёл 1945 год. Война приближалась к концу. Наши войска вели победные бои в столице фашистской Германии – городе Берлине. После всех бед и страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа в этой войне , русские воины, казалось бы, должны были мстить за фашистские зверства всем подряд на немецкой земле. Но не может рука русского солдата подняться на ребёнка. Берлинские ребятишки, грязные и худые, подходили к солдатам и, молча, протягивали пустую консервную банку или просто ладошку. И солдат совал в эти ручонки хлеб или кусок сахара.

Вед. 2 : В Берлине установлен памятник советскому солдату Николаю Масал о ву, который, рискуя жизнью, вынес на руках из-под вражеского огня немецкую девочку.

Ведущий2 На сцену приглашается ученица 2……

Ведущий:1 Георгий Рублёв «Это было в мае на рассвете»

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Негромко …фоном..Шуман «Грезы» ( читают по очереди)

Вед.: 2 13 миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…

Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!

Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!

Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?

Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла–
Где дети плакали!

Дети войны–
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания!

Прошу всех встать….

Минута молчания

Ведущий 1 Мы не имеем права забывать ужасы войны, чтобы она не повторилась вновь.

Ведущий 2 Мы не имеем права!

Звучит вступление песни «Трава у дома», выходят дети

(На фоне музыки ведущий читает)

Ведущий 1 На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»…

Пусть нам снятся «звездные »сны!

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.

Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

Мир – это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым,

Мир нужен детям,

Над планетой наш клич несётся,

В каждом сердце песней звенит.

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо !

Пусть всегда будет дружба!
Пусть всегда будет мир!

Поют песню «Мир»

Мир и дружба всем нужны

Мир важней всего на свете

На земле, где нет войны

Ночью спят спокойно дети

Там, где пушки не гремят

В небе солнце ярко светит

Нужен мир для всех ребят

Нужен мир на всей планете

Ведущий: 2 Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1. Наш конкурс подошёл к концу. Спасибо всем учасникам, членам жюри, учителям и родителям.!

Читайте также: