М?хтар ?уезов стихи на русском

Обновлено: 04.11.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Просмотр содержимого документа
«М?хтар ?уезов ?мір баяны»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2013; проверки требуют 47 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Жумабаев.

Магжан Жумабаев

Мағжан Бекенұлы Жұмабай

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

19 марта 1938 (44 года)

Место смерти:

Гражданство:

Российская империя
СССР

Род деятельности:

писатель, публицист, педагог

Годы творчества:

поэтический сборник «Шолпан», 1912


Файлы на Викискладе

Магжа́н Жумаба́ев (25 июня 1893, урочище Сасыккуль, Сарыайгырская область, Петропавловский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 19 марта 1938, Алма-Ата, Казахская ССР) — казахскийсоветский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы

«Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских — Пушкин». //Академик АН КазССР Алкей Маргулан.

3Создание Союза писателей Казахстана

Магжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. Его отец Бекен, предки Жумабай-хаджи, Шонай, Утеген, Утемис — известные, знатные люди из племени атыгай. Бекен от своей первой жены — узбечки Гульсум — имел семерых мальчиков и двух девочек: Мусилима, Кахармана, Магжана, Мухаметжана, Салтая, Галижана, Сабыржана, Гуляндан, Гульбарам. Благодаря заботе отца все дети получили необходимое начальное образование, тогда как не каждый родитель мог позволить такую роскошь [1] .

1905—1910 гг. — учёба в медресе Петропавловска [2] , где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.

1910—1911 гг. — учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников — классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов.

В 1912 году в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.

1913—1916 гг. — учёба в Омской учительской семинарии, где учится с Сакеном Сейфуллиным, заканчивает семинарию с золотой медалью.

Большое участие в его судьбе приняли академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и учёный Мыржакип Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г. Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось. Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».

В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с Ахметом Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников.

В начале 1918 года поэт был арестован представителями партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарым-ды бір суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).

В 1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.

В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов. «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подёрнутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В. Шестериков).

В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем.


Почтовая марка в честь столетия Магжана Жумабаева, 1993

Летом и зимой 1917 года в Оренбурге принимает участие в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских съездах, как делегат от Акмолинской области.

В 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт В. Брюсова, где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения казахских писателей, которое он назвал «Алка́» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах, и находила сторонников. Программа «Алка́» одобрялась в переписках, но не была принята, поскольку не было и собрания. «Алка́» организационно осталась неоформленной. Данное намерение создать литературное объединение было признано большевистскими властями признаком национализма, попыткой алашордынцев реанимироваться и вредить советскому строю. Вместе с тем, идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана впоследствии выразилась в создании Союза писателей Казахстана летом 1934 года за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР. Но позже его основатели Сакен Сейфуллин и Ильяс Джансугуров были репрессированы и расстреляны в 1937—1938 гг.

Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в частности, в печально знаменитом СЛОН. В 1934 году он пишет письмо М. Горькому и Е. Пешковой. В 1936 году благодаря их ходатайству Жумабаев был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года, 30 декабря 1937 годабыл снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.

Более 20 лет его вторая жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение Магжана. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован. Его стихи вернулись к народу.

В 1993 году к его столетию в Петропавловске установлен трёхметровый гранитный памятник сидящего поэта с соколом на плече, также в 2000 году в городке Булаево СКО открыт бюст Жумабаева, а в 2003 году в селе Сарытомар района Магжана Жумабаева — памятник поэту [1].

Имя поэта также носит средняя школа № 39 города Шымкента Южно-Казахстанской области, во дворе которой установлен его бюст.

Именем поэта названа улица в Астане.

Жумабаев М. «Педагогика»(Научные статьи), Оренбург, 1922.

Жумабаев М. «Педагогика», Алматы, 1993 г.

«Шолпан» (Стихи), Казань, издательство Каримовых, 1912.

«Стихи Магжана Жумабаева», Ташкент, 1923.

Магжан Жумабаев. «Шығармалары» (Произведения). Алма-Ата: Ин-т лит. и искусства АН КазССР, 1989.

М. Жумабаев. Изб, Алма-Ата, «Жазушы», 1989.

Жумабаев М. Стихи. Буклет. (К 100-летию поэта. Переводы на русский. Сост. К. Бакбергенов). Алматы: Жазушы, 1993.

М. Жумабаев. Избранное (в 3 томах). Алматы, «Бiлiм

Жумабаев Магжан. Собрание сочинений в 3-х т. Алматы, Жазушы, 2002.

„Свеча в ураганной ночи“ (жизнь и творчество М. Жумабаева). Редактор-составитель, автор вступительного слова и предисловий к разделам — член Союза писателей Казахстана Владимир Шестериков. Петропавловск: Областной комитет по культуре,1993.

„Поэзия и судьба“ (О творчестве Магжана Жумабаева): Библиографический указатель/ОУНБ им. С. Муканова; Сост. Ашимова, Петрова, Пискунова. Петропавловск, 1993.

Кошенова Р. Н. „Педагогические взгляды М. Жумабаева“, Алматы, 1995 г.

Елеукенов Ш. Магжан. Творческая биография», Алматы, «Санат», 1995.

«Пророк и падишах национальной поэзии» (библиографический указатель), Алматы, Центр. научная библиотека АН Казахстана, 2001.

1990 — «Мағжан» — «Магжан» («Казахтелефильм», реж. Калила Умаров). Документальный фильм о великом казахском поэте Магжане Жумабаеве (можно посмотреть на сайте режiluiul

1993 — фильм «Батыр Баян» («Казахфильм», реж. Сламбек Таукел) по мотивам одноимённой поэмы Магжана Жумабаева о реальном историческом лице, одном из героев 200-летней войны казахов с джунгарами.

Какен А. «Будут стихи мои жить без меыуа. » (рус.) // "Нива" : журнал. — 2008. — № 7. — С. 136.

↑ Жумабаев Магжан Бекенович

Сайт Северо — Казахстанской ОУНБ о М. Жумабаеве

Произведения Магжана Жумабаева


Для улучшения этой статьи желательно ? :

Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Читайте также: