Мероприятие про стихи в библиотеке

Обновлено: 24.12.2024

Цель мероприятия: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Ведущий1 :

По решению ЮНЕСКО 21 марта отмечается Всемирный день поэзии.

Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить.

Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.

Негромко звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»).

Поэзия всегда оставляет в сердце след «возвышенной мечты, и скорби искренней, и думы человечной».

Что есть поэзия?

Она – волшебных звуков сочетанья,

Души волнуемой мечтанья,

Терзанья гордого ума.

В стихе – напев, знакомый с детства.

Он так давно - давно известен.

А сердце, вняв ему, трепещет,

И голос вновь и вновь дрожит.

А строки льются чередой…

Манят, уводят за собой .

В. Печурова Что есть поэзия?

Влечёт меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов и современнее, и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!»

- какая вспыльчивость и щедрость!

Но снизойдет и на меня

последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,

навеки проиграв сраженье,

и вот придет на память мне

безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!

Дитя, наученное веком,

возьму коня, отдам коня

за полмгновенья с человеком,

любимым мною. Бог с тобой,

о. конь мой, конь мой, конь ретивый.

Я безвозмездно повод твой ослаблю

– и табун родимый нагонишь ты,

нагонишь там, в степи пустой и порыжелой.

А мне наскучил тарарам этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!

И на манер средневековый

ложится под ноги мои лишь след,

Б. Ахмадулина «Влечёт меня старинный слог…»

От поэзии ждешь невозможного. И только поэзия дает это невозможное. Происходит величайшее чудо, когда простые слова и строки вдруг слагаются в поэтические строфы, и возникают нереальные, сверхъестественные картины мира.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь темна.

Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел ямщик. » - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой!»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружится доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?»

- «Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

А. С. Пушкин «Бесы»

Поэт–певец вечно одинок во вселенной. Одиночество поэта во все времена рождает пленительные песни, полные неизъяснимой грусти, светлой печали и мечты о бессмертии.

Исполняется романс «Выхожу один я на дорогу»

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

А. Ахматова Когда б вы знали, из какого сора

Как же рождаются стихи? Иногда – легко и случайно, порой – мучительно тяжело. Бесспорно, одно: поэтический дар – Дар Божий. И образ Музы – один из вечных образов поэзии – это образ посланницы небес.

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.

Муза! ты видишь, как счастливы все

- Девушки, женщины, вдовы.

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку.

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу

И ни о ком не тоскую,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:

"Взор твой не ясен, не ярок.

Тихо отвечу: "Она отняла Божий подарок".

М. Цветаева «Музе»

Неумолимая Муза требует жертвы и жертвенности, и величайшего напряжения сил. Слушая себя, поэт в муках рождает из отдельных звуков музыку стиха.

Бывает так: какая–то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы, и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

А. Ахматова «Творчество»

Рождение стихов – тяжелый труд, не ради славы земной, не ради себя самого, а по воле божьей. Поэт вопреки всему, преодолевая все преграды, в упорной борьбе, потом и кровью создает бессмертные творения.

Всю красоту мира, всю обыденность жизни, мельчайшие подробности и грандиозных масштабов события, всю необъяснимую сложность бытия под силу описать только поэту.

Как никогда, беспечна и добра,

Я вышла в снег арбатского двора,

А там такое было: там светало!

Свет расцветал сиреневым кустом,

И во дворе, недавно столь пустом,

Вдруг от детей светло и тесно стало.

Ирландский сеттер, резвый, как огонь,

Затылок свой вложил в мою ладонь,

Щенки и дети радовались снегу,

В глаза и губы мне попал снежок,

И этот малый случай был смешон,

И все смеялось и склоняло к смеху.

Как в этот миг любила я Москву

И думала: чем дольше я живу,

Тем проще разум, тем душа свежее.

Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –

Всё есть и воспеванью подлежит,

Что может быть разумней и священней?

День жизни, как живое существо,

Стоит и ждет участья моего,

И воздух дня мне кажется целебным.

Ах, мало той удачи, что – жила,

Я совершенно счастлива была

В том переулке, что зовется Хлебным.

Б. Ахмадулина «Как никогда беспечна и добра»

Изменчивый, ежесекундно меняющийся мир, незабываемые мгновенья жизни, дыхание ветра, шелест листьев, полет ольховой сережки – все так крепко переплетено и связано воедино в жизни и в поэтических строчках.

Исполняет романс «Ольховая сережка»

(муз. Е. Крылатова, на стихи Е. Евтушенко)

Ведущий2 :

Все начинается с любви…
Твердят в начале, было слово.
А я провозглашаю снова,
Все начинается с любви.
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.

Любовь…! Трудно установить, когда она появилась на Земле! Очевидно, вместе с человеком. Это самое древнее и самое великое чувство.

Как же возникает любовь?

Уже с рождения первые чувства и ощущения ласки, заботы дарит нам материнская любовь. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, а рождение новой жизни считается одним из величайших таинств на Земле.

Берегите матерей! (Р.Гамзатов).

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте.
Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
– М а м а !

Поэзия и любовь нерасторжимы. Чувства – первое ли, нежное или позднее, последнее жаждет излиться на бумаге, зазвучать песней восторга или печали. И только поэзия может выразить радость встречи и безграничное упоение свиданием.

В поздний час мы были с нею в поле.

Я, дрожа, касался нежных губ…

«Я хочу объятия до боли,

Будь со мной безжалостен и груб!»

Утомясь, она просила нежно:

«Убаюкай, дай мне отдохнуть,

Не целуй так крепко и мятежно,

Положи мне голову на грудь».

Звезды тихо искрились над нами,

Тонко пахло свежестью росы.

Ласково касался я устами

До горячих щек и до косы.

И она забылась. Раз проснулась,

Как дитя вздохнула в полутьме,

Но, взглянувши, слабо улыбнулась

И опять прижалася ко мне.

Ночь царила долго в темном поле,

Долго милый сон я охранял…

А потом на золотом престоле,

На востоке тихо засиял

Новый день, - в полях прохладно стало…

Я ее тихонько разбудил

И в степи, сверкающей и алой,

По росе до дома проводил.

И. А. Бунин «В поздний час мы были с нею в поле»

Как много сложено о любви волшебных песен и прекрасных стихов. Светлая печаль и грусть всюду сопутствуют глубокому, сильному чувству, преображающему человеческие души и мир вокруг нас.

Сколько всего непонятного, неизведанного в мире любви. Загадка. Тайна. Непостижимость. Всё вмещает в себя грандиозное чувство. И всё подвластно этому чувству – люди, боги, демоны. Великое искушение таит в себе демоническое признание в любви.

Признанию в любви часто сопутствует приглашение на танец. А приглашение на танец может стать приглашением на жизнь.

Накал движенья, звука, нервов!

Сердца стучали на три счета вместо двух.

К тому же дамы приглашали кавалеров

На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,

Давно решился пригласить ее одну,

Но вечно надо отлучаться по делам

Спешить на помощь, собираться на войну.

И вот, все ближе, все реальней становясь,

Она, к которой подойти намеревался,

Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,

И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,

Но тень за тобою тебя выдавала -

Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.

И бережно держа, и бешено кружа,

Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,

Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!

Был белый вальс - конец сомненьям маловеров

И завершенье юных снов, забав, утех,

Сегодня дамы приглашали кавалеров -

Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.

Возведены на время бала в званье дам,

И кружит головы нам вальс, как в старину.

Но вечно надо отлучаться по делам

Спешить на помощь, собираться на войну.

Белее снега белый вальс, кружись, кружись,

Чтоб снегопад подольше не прервался!

Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь

И ты был бел - белее стен, белее вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,

Но тень за тобою тебя выдавала -

Металась, дрожала, ломалась она в зыбком свете свечей.

И бережно держа, и бешено кружа,

Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,

Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!

Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,

В дворцовой зале, в школе - как тебе везло, -

В России дамы приглашали кавалеров

Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,

Через отчаянье, молчанье, тишину

Спешили женщины прийти на помощь нам,

- Их бальный зал - величиной во всю страну.

Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,

- Припомни вальс - как был ты бел! - и улыбнешься.

Век будут ждать тебя - и с моря, и с небес -

И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

В. Высоцкий «Белый вальс».

Звучит музыкальный отрывок из пьесы Ф. Шопена «Вальс дождя».

Мысли о России, её судьбе, прошлом и настоящем, о её красе, избранности и необычайности – всё слилось воедино в поэтическом образе Родины – вечно прекрасной жены, возлюбленной, матери. Любовь и боль остро и пронзительно звучат в стихах о России.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

М. Ю. Лермонтов «Родина»

Без странной этой любви невозможна жизнь, без неё все теряет смысл, и наступает глухая, беспросветная тоска.

Исполняется романс «Белой акации гроздья душистые»

Но бессмертно поэтическое слово, развеивающее тьму и творящее свет, созидающее мудрость и добро. А. Ахматова в стихотворение «Наше священное ремесло» написала :

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло.

Но еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может и смерти нет.

Идут года, сменяются столетия. Мыслители, философы, ученые стремятся разгадать тайны бытия. Но самой сложной загадкой мира остается человек и его душа. В душе человеческой скрыты ответы на сложнейшие вопросы; сокровенные секреты хранит бессмертная душа.

Пробиться к каждой человеческой душе, пробудить её ото сна, настроить её на добро, радость и упоение жизнью – вот оно истинное предназначение величайшего таинства поэзии.

Пронесшейся грозою полон воздуx.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздыx

Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба,

Но все светлее неба переxоды,

И высь за черной тучей голуба.

Рука xудожника еще всесильней

Со всеx вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выxодят жизнь, действительность и быль.

Воспоминание о полувеке

Пронесшейся грозой уxодит вспять.

Столетье вышло из его опеки.

Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Душе воспламененной чьей-нибудь.

Б. Л. Пастернак «После грозы»

Меняются ритмы, стили, стихотворные формы, только всегда останутся неизменными мама, Родина, любовь. Так пусть же поэзия будет наполнена чарующей любовной магией к этим понятиям. И мы призываем вас не скрывать свои чувства, как сказал бард булат Окуджава : «Давайте восклицать».

Исполняется песня «Давайте восклицать»

(муз. и сл.Б. Окуджавы)

Список рекомендуемой литературы:

Ахмадулина, Б. А. Влечет меня старинный слог / Б. А. Ахмадулина. – Москва: Эксмо-Пресс, 2000. – 528 с.

Ахматова, А. А. Собрание сочинений в 6 т. / А. А. Ахматова. – Москва: Эллис Лак, 1998.

Бунин, И. А. Собрание сочинений в 9 т. / И. А. Бунин. – Москва: Художественная литература, 1965.

Вознесенский, А. А. Собрание сочинений в 3 т. / А. А. Вознесенский. – Москва: Художественная литература, 1983.

Высоцкий, В. С. Не вышел из боя / В. С.

Высоцкий. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1988. – 560 с.

Евтушенко, Е. А. Моё самое – самое / Е. А. Евтушенко. – Москва: АО «Х. Г. С.», 1995. – 630 с.

Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений в 3 т. / М. Ю. Лермонтов. – Москва: ИПО «Полигран», 1996.

Окуджава, Б. Ш. Стихотворения / Б. Ш. Окуджава. – Санкт – Петербург: Гуманит. агентство «Академический проект», 2001. – 711 с.

Пастернак, Б. Л. Собрание сочинений в 2 т. / Б. Л. Пастернак. - Москва: Художественная литература, 1989.

Пушкин, А. С. Золотой том / А. С. Пушкин. – Москва: Корона – Принт, 1999. – 975 с.

Фет, А. А. Улыбка красоты / А. А. Фет. – Москва: Школа – Пресс, 1995. – 735 с.

Цветаева, М. И. Собрание сочинений в 7 т. / М. И. Цветаева. – Москва: Терра – Книжная лавка, 1997.

Читайте также: