Малые жанры в поэзии чуковского перевертыши прибаутки стихи загадки их педагогическая значимость

Обновлено: 25.12.2024

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

и воспринимает это как свою победу над всяким вздором, че­пухой. Воспитательная ценность перевертышей несомненна. Именно потому М. Горький еще в 1921 г., составляя каталог детских книг для издательств, в раздел «Книги для малышей» внес пункт «Веселые нелепости (что здесь не так)».

9. «Заповеди для детских поэтов».

Здесь обобщение и собственного опыта работы для малышей, и работы коллег Чуковского по детской поэзии: С. Маршака, С. Михалкова, Д. Барто, Д. Хармса, Д. Введенского и др.

В последних изданиях этих заповедей тринадцать. Вот они (в самом кратком изложении):

Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.

Нужна наибыстрейшая сменa образов.

Словесная живопись должна быть лиричной.

Нужна подвижность и переменчивость ритма.

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.

Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.

Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.

Не загромождать детских стихов прилагательными.

10.Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.

11.Детские стихи должны быть игровыми.

12.Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

О том, что все эти правила не были для Чуковского непререкаемой догмой, лучше всего говорит последняя, тринадцатая заповедь, прямо призывающая детских поэтов «мало- помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов». Эта стратегия, Чуковского нам уже известна.

Из всех заповедей только две или три оказались необязательными для больших поэтов (в стихах С. Маршака и Л. Квитко довольно много, прилагательных, «малышовые» стихи А. Барто чаще всего не бывают игровыми). Но в целом заповеди Чуковского за истекшие годы успели подтвердить свою надежность, и сегодня с ними не может не считаться ни один поэт, если он собирается писать для маленьких детей.

Незадолго до смерти, в статье «Признания старого сказочника», которая осталась неоконченной, К. Чуковский сформулировал еще одну, уже четырнадцатую заповедь – «может быть самую главную: писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».

Эта заповедь действительно самая главная: дети по природе своей счастливцы и оптимисты, и нс может хорошо писать для них человек несчастливый, хмурый и злой.

Читайте также: