М и цветаева особенности поэтики стихи о поэзии о любви жизни и смерти

Обновлено: 05.07.2024

Даю согласие на обработку персональных данных и использование представленных материалов в целях развития образования с возможностью редакторской обработки, в том числе в сети Интернет.

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: ________________ (Гусак Марина Николаевна)

подпись Ф.И.О. участник «_08____» ____02_______ 2017___г.

Гусак Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Владимировская СОШ»

Тюльганского района

Оренбургской области

УМК: Литература 9 класс./ Коровина В.Я.(М.: Просвещение, 2008)

Уровень обучения: базовый

Тема: "Душа - есть все - всюду - вечно". М.И. Цветаева: стихи о поэзии, о любви.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: два

Место урока в системе уроков по теме: первый

Цель: обобщить знания о творчестве поэтессы, показать сложность, секрет и обаяние лирики М. Цветаевой.
Задачи:
- выявить особенности поэтики;
- познакомить с проблематикой стихотворений о поэзии, о любви;
- обучать интерпретации поэтического текста, анализу стихотворения,
- развивать эстетическое чутьё, чувство прекрасного.

Планируемые результаты: умения анализировать, интерпретировать художественные произведения Цветаевой, выразительно читать стихотворения; умения выявлять авторскую позицию; умения излагать свои мысли на заданную тему; умения систематизировать материал; развитие эстетического чутья.

Оборудование и ресурсы: портреты М. Цветаевой в разные годы: с отцом, с дочерью Ариадной, с мужем С. Эфроном, портрет поэта в последний год жизни, подборка статей из газет, журналов, сборники стихов, автобиографическая проза, презентация и др.

Душа - есть все - всюду – вечно.

М.И. Цветаева.

1.Проверка домашнего задания – чтение наизусть стихов В.В. Маяковского.

2. Мотивация.

Слушание песни на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».

- Знаете ли вы, кто автор этого стихотворения? (Цветаева)

3. Слово учителя.

Эти строки, наверное, хотя бы один раз, слышал каждый из вас.

Сегодня мы постараемся открыть для себя творчество великой русской поэтессы Серебряного века М. И. Цветаевой.

Запишите тему урока: «Душа - есть все - всюду – вечно». М.И. Цветаева: стихи о поэзии, о любви».

На уроке мы почитаем стихи, проанализируем их, посмотрим презентацию.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чём мы будем говорить сегодня-это душа. "Душа - есть все - всюду - вечно", - говорила поэтесса.( Обращаем внимание на эпиграф.)

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. Сегодня мы попадём под обаяние её слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы.

( Остальные ученики делают записи в тетради в удобной для них форме. Можно предложить составление кластера.)

(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)

М. Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру а живущей в нём пошлости, серости: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший – сер. С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты»,1923). Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы – и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!

18 августа 1918

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своём творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был её литературный манифест. Внешнее и внутреннее в её поэзии неразрывно связаны: внутренняя суть проявляется, проступает через внешний поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может:

Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное - взято.

Поэтический дар обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд.

Пылко относится Цветаева к крупнейшим поэтам – своим современникам. Поэты- современники становятся адресатами ее целых стихотворных циклов. В 1916 году были написаны «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой».

Стихи, посвященные Блоку, - едва ли не самые знаменитые стихи Марины Цветаевой. В «Стихах к Блоку» мы не найдем описаний быта, рассказа о конкретных жизненных происшествиях. Реальный тридцатишестилетний Александр Блок (в 1916 году, когда был написан цикл Цветаевой, ему было именно тридцать шесть), старший современник Марины Цветаевой, теряется за героем ее стихотворений - далеким, обожествляемым Поэтом («Он поет мне / За синими окнами / Он поет мне / Бубенцами далекими» («Нежный призрак…»), которого Цветаева все же осмеливается любить.

6. Анализ стихотворений из циклов «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой».

а)Чтение стихотворений заранее подготовленными учениками («Имя твоё – птица в руке…», «Зверю – берлога…», «О муза плача, прекраснейшая из муз…», «Ещё один огромный взмах…») У остальных учеников данные стихи в качестве раздаточного материала лежат на партах.

- Представляется ли А. Блок в цикле стихов, посвящённых ему, таким, как называла его Цветаева?

- Согласны ли вы, что в таких стихах « неплодотворно искать реальные черты» (литературовед И. Семибратов)А. Блока и А. Ахматовой? Обоснуйте свой ответ.

- Что можно, на ваш взгляд, найти в этих стихах об их героях?

- Как вы считаете, в чём проявилась особенность душевной оптики Цветаевой в циклах стихов к Блоку и Ахматовой?

- Как эта особенность душевной оптики определила стилистику её произведений этого рода?

7. Любовь в поэтическом мире Цветаевой.

(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Вся её жизнь – странничество, неприкаянность, самоотречение. С ними сопрягается тема души. Страстной душе нигде нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны её земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви. Душа имеет имя, и это имя – Марина.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Свобода и своеволие души, не знающей меры вечная и дорогая тема, идёт рядом с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счёту».

8. Чтение поэтических текстов (« Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Связь через сны», «Надпись в альбом», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…

- В чём вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой?

Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика, как и вся её поэзия, внутренне драматична. Однажды её муж, Сергей Эфрон, сказал: «Одна голая душа! Даже страшно».

- Как вы понимаете следующие строки:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед…

Целую вас – через сотни

Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния.

- Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. Любовь может противостоять даже смерти:

Единым взмахом из твоих пелен,

Смерть, выбью! – Вёрст на тысячу в округе

Растоплены снега – и лес спален.

«Расстояние: версты, мили…»,1925

Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»,1920.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие её велико. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей.

- Какие открытия вы сегодня совершили, исследуя поэтику Цветаевой?

- Какой предстала перед вами поэтесса?

10. Домашнее задание.

Написать небольшое эссе на тему "Для меня М. Цветаева – это…".

Выучить наизусть стихотворение Цветаевой о поэзии или о любви ( по выбору учащихся).

Читайте также: