Лыжи мыши и ужи шины ежики чижи стих

Обновлено: 05.11.2024

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

  • закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;
  • способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.
  • мультимедийный проектор и слайды по теме урока;
  • наглядные пособия – таблицы «Правописание сочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»;
  • листочки с заданиями урока для каждого ученика;

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!

– Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Правописание сочетаний ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». Сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим всё, о чём говорили и закрепим наши знания.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Итак, вспомним первое правило.

В сочетаниях ЖИ-ШИ
только И всегда пиши!

Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ – ШИ
Ты только с буквой И пиши!

– Отлично, а теперь правило второе.

В сочетаниях ЧА-ЩА
пишем только букву А!

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать!

– Хорошо, и, наконец, третье правило.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ
пишем только букву У!

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!

– Молодцы! Надеюсь, эти правила вы никогда не забудете, и не будете допускать ошибки в подобных словах.

4. Физминутка

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

5. Работа в группах (Презентация. Слайд 2)
Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.


(Задание дифференцированное: дети составляют и записывают слова, затем следует проверка.)

6. Физминутка

– Проведём небольшую психогимнастику. Она называется «Остров плакс».

Представьте, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха – 5-7 раз.
Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

7. Самостоятельная работа (Презентация. Слайд 3)

Вставить пропущенные буквы и соединить стрелочками подходящие по смыслу слова:

душ_стый
хищная
берёзовая
ч_десная
красивая
рыж_й
щ_ка
ч_шка
кот
ш_повник
рощ_
погода

(Дети выполняют данное задание с комментированием)

– Перед вами картинки. Запишите их изображения словами, чтобы в каждом из них были сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


(Дети записывают слова. Затем следует взаимопроверка)

– Какие новые слова можно образовать от данных слов? Запишите эти слова. Дети выполняют данное задание с комментированием.

9. Физминутка

Выполним пальчиковую гимнастику.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!

10. Работа с текстами(выбрать текст без ошибок). (Презентация. Слайд 5)

Был чюдный летний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.

Был чудный летний день. Дети пошли в рощу. Маша на полянке собирает щавель. Миша и Катя ищут грибы. Под кустом шиповника дети нашли ёжика.

12. Рефлексия

– Что на уроке было самым интересным?
– Что на уроке показалось вам самым трудным?
– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.

Читайте также: