Любовь к животным в стихах е а благининой кукушка котенок

Обновлено: 04.10.2024

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным; способствовать развитию выразительности речи, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с произведениями Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

Метапредметные: познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции.

Личностные: знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения.

Методы и формы обучения: Частично – поисковый, словесный, практический, фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч., презентация, выставка книг Благининой, аудиозапись.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

– Настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнемся друг другу.

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Повторяют хором слова

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настрояна предстоящую работу

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

1.На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».

- Кто желает прочитать стихотворение выразительно наизусть?

- О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел?

- Угадайте, чей это звук? (аудиозапись)

Взгрустнулось кукушке

На дальней опушке,

И ветер разносит по лесу: ку-ку.

Наверное, нет у кукушки подружки:

Сидит и кукует одна на суку.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

- Прочитайте про себя

- Начинайте читать в медленном темпе с переходом в быстрый.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку. Рассказывают о кукушке.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

по существу полученного задания.

- Определите тему урока.

(На доске портреты: А.Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Е.Благининой)

- Какова тема урока?

- Какие цели мы перед собой поставим:

- мы будем учиться;

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. А. Благининой.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы.

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

- Что вы знаете о кукушке?

Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукование обычно начинается в мае – июне и прекращается во 2-ой половине лета. Обыкновенные кукушки гнёзд не строят, яйца подбрасывают в чужие гнёзда. Но кукушек следует причислить к полезным пернатым, т.к. они уничтожают, массу насекомых – вредителей древесных насаждений.

К тому же они своим кукованием приносят людям радость, как бы подчёркивая очарование наступившей весны. Кукушка очень заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца.

Слушают рассказ подготовленных учеников, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета.

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

1.Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Блаженствую – отдыхаю.

Простосердечный – добрый.

Отзывный (устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

2.Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

3.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

-С каким чувством поэтесса говорит о кукушке?

– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какое стихотворение оно вам напомнило? (Стихотворение С. Я. Маршака «В лесу над росистой поляной».)

– Какие эпитеты использует Елена Благинина? (Голос кукушки – заунывный, простосердечный и отзывный.)

– Где находится мальчик? (В лесу под елкой.)

– Какие запахи он чувствует? (Запах смолы.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

4.Физкультминутка

5. Прочитайте стихотворение выразительно.

– От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка»?

– Что вы думаете о мальчике?

– Как он относится к природе, животным, птицам?

1.Работают с толковым словарем.

3. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируютсвою точку зрения.

4.Выполнять двигательные упражнения . 5. Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое

мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату.

VI. Работа над содержанием стихотворения «Котенок».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения .

3. Анализ содержания

4. Повторное чтение.

1.Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Бархат (перен.) – то, что мягкостью, нежностью или густотой цвета напоминает такую ткань.

Загляденье (разг.) – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться.

Досыта (разг.) – до насыщения, до сытости, вдоволь.

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь).

2 . - А сейчас друг другу прочитайте стихотворение «Котенок».

3.-Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

— Что вы думаете об этой девочке?

— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)

-Понравилось вам стихотворение?

-Как вы думаете, почему автор так назвал его?

- Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день? (Им помогла их фантазия. Они сидели и фантазировали.)

4. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Где нашла девочка котенка? (В саду.)

– Что делал котенок в саду? Прочитайте.

– Почему котенок мяукал и дрожал?

– Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.)

– Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения?

– Что вы думаете о девочке?

– Как она относится к природе, животным, птицам?

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, какую увидела девочка?

– О чем стихотворения Е. Благининой?

– Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка.

1.Работают с толковым словарем.

2.Работа в парах.

3.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

4.Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы.

VII. Итог урока. Рефлексия

- О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (О животных)

- Чему научили нас прочитанные стихи?(Любить животных,относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду)

- А кто уже запомнил это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение наизусть.

- Сегодня я узнал…

- Урок дал мне для жизни…

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Читайте также: