Любимые стихи наших мам и пап 3 класс проект

Обновлено: 22.11.2024

Хорошая книга-мой спутник и друг.

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

Чтение расширяет кругозор, развивает воображение. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, чтение развивает память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас и помогает отдохнуть от напряженной современной жизни[1].

Наше исследование связано с чтением поэзии.

Цель работы: выявить любимые стихи обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей посредством изучения содержания поэтических сборников.

Объект исследования: содержание поэтических сборников

Предмет исследования: особенности читательских предпочтений обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей, выявленные на основе содержания поэтических сборников.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по проблеме чтения.

Изучить сборники детской и взрослой поэзии.

Выяснить отношение к поэзии обучающихся и их родителей.

Составить сборник стихотворений писателей о детях и любимых стихов наших семей.

Сочинить собственные стихи.

Методы исследования: анкетирование, анализ, беседа.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей и родителей читательские предпочтения отличаются.

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗЫ ЧТЕНИЯ

1.1 Обоснование проблемы о пользе чтения детьми литературы

Польза чтения несомненна. И в этом нам помогут убедиться следующие доказательства [12]:

Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя.

Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником .

Чтение делает нас умнее . Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

Чтение развивает память . Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

Чтение увеличивает словарный запас . Читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Тем самым, вы пополняете свой словарный запас.

Чтение делает нас увереннее . Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

Чтение помогает отдохнуть . Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время . Более того, чтение книг является замечательным отдыхом.

1.2 Особенности поэтических произведений

Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

Русская поэзия для детей развивалась на протяжении всей истории человечества. Особенный подъем в развитии детской поэзии наблюдается на рубеже 19-20 веков. Настоящими открывателями детской поэзии становятся К. Чуковский, С. Маршак, которые считали, что детский писатель должен мыслить рисунками. Школу Чуковского и Маршака прошли А.Барто, С.Михалков, Е. Благинина, В. Берестов. Их лучшие традиции продолжили Б. Заходер, Я. Аким, И. Токмакова.

В статье о влиянии литературных произведений на детское восприятие и развитие раскрыта взаимосвязь речи и чтения. К. Чуковский и С. Маршак всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми» [15].

Термин «живое слово» используется также детскими российскими писателями, педагогами: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина есть только один смысл и никаких оттенков» [С.Я. Маршак, 15]. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры. Благодаря богатству средств выразительности поэзии содержание поэтического произведения воспринимается ярко и образно.

Художественное слово обогащает словарь ребенка, помогает усвоить грамматический строй языка, активизирует воображение детей, учит воспроизводить их образы, события, видеть невидимые предметы и явления. Художественное слово главное средство развития художественной речи детей.

Несомненна роль чтения в умственном развитии детей и их речевых способностей.

Помогает детям ознакомиться с различными жанрами художественной литературы, развить выразительность речи детей, научить пересказу, умению слушать литературные произведения, воспринимать содержание произведения и эмоционально отзываться на них.

Очень важным моментом в чтении является сотрудничество детей с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовно-нравственной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита внимания, общения детей и родителей. Это совместная работа души и ума.

Существует понятие ритма и рифмы в стихосложении.

Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?

Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.

Рифма. Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.

Например: радость-малость, маленький – удаленький.

ГЛАВА 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

2.1Методы исследования

Мы работали в группе. Для лучшей организации работы мы разделились на две группы: одни ребята отвечали за теоретическую часть, другие - за практическую. Все вместе мы обработали результаты исследований и сформулировали выводы.

В работе были использованы методы: беседы, анкетирования, количественный анализ, опрос.

В исследовании приняли участие обучающиеся 3-в класса МОУ «СОШ №55» и их родители. Итого получилось 30 человек. Результаты мы оформили в виде круговых диаграмм для наглядности, которые приведены ниже.

В Приложении 1 размещена анкета, по которой проводился опрос. Также, в Приложении 2 мы представили обложку нашего сборника любимых стихотворений наших семей. Сборник, в котором собраны любимые стихи писателей о детях, любимые стихи наших семей и стихотворения собственного сочинения.

В Приложении 3 мы представили стихотворение собственного сочинения, в Приложении 4 разместили фото авторов, нашу команду.

Работа была интересная, сложностей не вызвала, в результате мы получили интересный итоговый продукт. Это наш сборник произведений «Большая книга самых лучших стихов»

2.2 Количественный анализ результатов исследования

Наша группа провела анкетирование среди одноклассников и наших родителей.

В Приложении 1 приводится анкета с вопросами для изучения отношения людей к чтению, об их мнении о пользе чтения, есть ли любимые книги, стихи и так далее.

Результаты анкетирования по данному вопросу показали: 27 человек читать любят, оставшиеся 3 человека ответили, что нет.

Диаграмма результатов на вопрос анкеты о том, когда вы читаете, продемонстрировала следующие данные:

Читают для удовольствия, потому что нравится читать - 27 человек из опрошенных. Далее 2 человека ответили, что читать не любят. И 7 человек ответили, что читают, когда есть время. На диаграмме это отмечено цветом.

На вопрос о том, что вы чувствуете от чтения, ответы были самые разнообразные. Мы объединили ответы в шесть групп и получили следующую диаграмму.

Таким образом, в диаграмме мы видим, что радость при чтении испытывают 10 человек, удовольствие - 5 человек, спокойствие - 5 человек, интерес и увлеченность - 4 человека, ничего не испытывают 3 человека, рост IQ и работу мозга 3 человека. Большинство опрошенных человек ответили положительно.

Вывод: чтение развивает кругозор, объединяет людей, помогает им скрасить досуг и испытать положительные эмоции.

Таким образом, подводя итог нашей работы, мы хотим в заключении привести список самых любимых стихотворений и произведений наших респондентов (участников исследования).

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», письмо Онегина к Татьяне.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной»

С.Есенин «Отговорила роща золотая»

И.Крылов «Ворона и лисица»

С.Маршак «Кот и лодыри»

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане..», «У Лукоморья…»

П. Ершов «Конек-горбунек»

Стихи Анны Кулик

А.Блок «Стихи о прекрасной даме»

Произведения У. Шекспира

А. Барто «Сонечка

Мы также составили свой список любимых стихотворений, стихов писателей о детях и попробовали сочинить сами. В итоге продуктом нашей работы стал «Сборник самых лучших стихов».

В Сборник наших любимых стихотворений (наших мам и пап) вошли стихи русских и зарубежных поэтов, писателей, классиков: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Барто, В.Берестова, У.Шекспира, А.Блока, С.Есенина и другие.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей и родителей читательские предпочтения не отличаются. Есть такие стихи, которые интересны нам и нашим родителям. Мы опровергли свою гипотезу. Поэзия помогает нам в трудную минуту, отражает наше настроение, эмоции, переживания. На языке стихов можно красиво выразить свои чувства, описать свое внутренне состояние, помочь другу.

Итак, в заключении хотим привести слова Ф.Бэкона, которые отвечают на вопрос, поставленный в начале нашей работы: а стоит ли читать?

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»[3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

100 лучших стихов и сказок. - М.: Росмэн, 2015. - 240 c.

100 самых известных стихов и рассказов о любви и дружбе. Хрестоматия. - М.: АСТ, 2016. - 416 c.

Белов, Н. В. Хрестоматия по литературе. 5-7 класс. Книга 1 / Н.В. Белов. - М.: Харвест, 2008. - 512 c.

Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. - 496 c.

Дмитриева, В.Г. Стихи и песенки для самых умных малышей / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2009. - 821 с.

Журавель, И. А. Представь невозможное, или Путешествие в сказку. 1 класс. Книга 4 / И.А. Журавель. - М.: Ранок, 2012. - 24 c.

История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения. - М.: Рипол Классик, 2014. - 40 c.

Лесные забавы. - М.: Адонис, ЯБЛОКО, 2010. - 299 c.

Любимые стихи и песни о Родине / С.В. Михалков и др. - М.: АСТ, 2016. – 80 c.

Моя первая книга стихов. - М.: Стольный град, 2015. - 114 c.

Мы из Игарки. - М.: Красноярское книжное издательство, 1988. – 224с.

Новогодние чудеса. - М.: Machaon, 2008. - 80 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Любите ли вы читать?

2. Когда вы читаете?

а) когда есть время и нечем заняться;

в) для удовольствия, потому что нравится.

3. Что вы чувствуете от чтения?

4.Самое любимое ваше стихотворение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обложка сборника

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Стихи собственного сочинения

Стихи собственного сочинения

Трубицин Клим

Я с утра сижу один, делаю уроки.

Мне бы в мячик поиграть,

Лень кругом и скука.

Скоро все закончится.

Встречу я друзей.

Жизнь у всех наладится

И станет веселей.

Бусыгин Иван

Мои любимые друзья!

Передаю привет вам я!

Жду нашей с вами встречи.

Дома заняться нечем.

Хоть делаю уроки я

По вам скучаю все же.

Увидеть вас мечтаю.

Ох, кто же нам поможет!?

Шуралева Лиза

-Ваня, потерпи немножко.

Посмотри скорей в окошко!

Там уже весна пришла,

Солнце, радость принесла.

Лорман Вероника

У меня расцвел цветок,

На деревьях за окном.

Скоро уж денечки

И пойдем гулять мы дружно

Лишь сигнал дадут.

Санцакова Вероника

Да, карантин закончится.

Встретимся все вновь.

Все у нас получится!

Верьте в дружбу и любовь!

Сусликов Юрий

Мы стихи вам сочинили.

Хорошо ли, плохо ли.

Вы нас строго не судите,

Лучше нам похлопайте!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Авторы стихов сборника «Большая книга самых лучших стихов»

Читайте также: