Любимые стихи наших мам и пап 3 класс проект
Обновлено: 22.11.2024
Хорошая книга-мой спутник и друг.
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Чтение расширяет кругозор, развивает воображение. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, чтение развивает память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас и помогает отдохнуть от напряженной современной жизни[1].
Наше исследование связано с чтением поэзии.
Цель работы: выявить любимые стихи обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей посредством изучения содержания поэтических сборников.
Объект исследования: содержание поэтических сборников
Предмет исследования: особенности читательских предпочтений обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей, выявленные на основе содержания поэтических сборников.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме чтения.
Изучить сборники детской и взрослой поэзии.
Выяснить отношение к поэзии обучающихся и их родителей.
Составить сборник стихотворений писателей о детях и любимых стихов наших семей.
Сочинить собственные стихи.
Методы исследования: анкетирование, анализ, беседа.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей и родителей читательские предпочтения отличаются.
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗЫ ЧТЕНИЯ
1.1 Обоснование проблемы о пользе чтения детьми литературы
Польза чтения несомненна. И в этом нам помогут убедиться следующие доказательства [12]:
Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя.
Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.
Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником .
Чтение делает нас умнее . Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.
Чтение развивает память . Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.
Чтение увеличивает словарный запас . Читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Тем самым, вы пополняете свой словарный запас.
Чтение делает нас увереннее . Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.
Чтение помогает отдохнуть . Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время . Более того, чтение книг является замечательным отдыхом.
1.2 Особенности поэтических произведений
Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.
Русская поэзия для детей развивалась на протяжении всей истории человечества. Особенный подъем в развитии детской поэзии наблюдается на рубеже 19-20 веков. Настоящими открывателями детской поэзии становятся К. Чуковский, С. Маршак, которые считали, что детский писатель должен мыслить рисунками. Школу Чуковского и Маршака прошли А.Барто, С.Михалков, Е. Благинина, В. Берестов. Их лучшие традиции продолжили Б. Заходер, Я. Аким, И. Токмакова.
В статье о влиянии литературных произведений на детское восприятие и развитие раскрыта взаимосвязь речи и чтения. К. Чуковский и С. Маршак всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми» [15].
Термин «живое слово» используется также детскими российскими писателями, педагогами: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина есть только один смысл и никаких оттенков» [С.Я. Маршак, 15]. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры. Благодаря богатству средств выразительности поэзии содержание поэтического произведения воспринимается ярко и образно.
Художественное слово обогащает словарь ребенка, помогает усвоить грамматический строй языка, активизирует воображение детей, учит воспроизводить их образы, события, видеть невидимые предметы и явления. Художественное слово главное средство развития художественной речи детей.
Несомненна роль чтения в умственном развитии детей и их речевых способностей.
Помогает детям ознакомиться с различными жанрами художественной литературы, развить выразительность речи детей, научить пересказу, умению слушать литературные произведения, воспринимать содержание произведения и эмоционально отзываться на них.
Очень важным моментом в чтении является сотрудничество детей с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовно-нравственной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита внимания, общения детей и родителей. Это совместная работа души и ума.
Существует понятие ритма и рифмы в стихосложении.
Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?
Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.
Рифма. Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.
Например: радость-малость, маленький – удаленький.
ГЛАВА 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
2.1Методы исследования
Мы работали в группе. Для лучшей организации работы мы разделились на две группы: одни ребята отвечали за теоретическую часть, другие - за практическую. Все вместе мы обработали результаты исследований и сформулировали выводы.
В работе были использованы методы: беседы, анкетирования, количественный анализ, опрос.
В исследовании приняли участие обучающиеся 3-в класса МОУ «СОШ №55» и их родители. Итого получилось 30 человек. Результаты мы оформили в виде круговых диаграмм для наглядности, которые приведены ниже.
В Приложении 1 размещена анкета, по которой проводился опрос. Также, в Приложении 2 мы представили обложку нашего сборника любимых стихотворений наших семей. Сборник, в котором собраны любимые стихи писателей о детях, любимые стихи наших семей и стихотворения собственного сочинения.
В Приложении 3 мы представили стихотворение собственного сочинения, в Приложении 4 разместили фото авторов, нашу команду.
Работа была интересная, сложностей не вызвала, в результате мы получили интересный итоговый продукт. Это наш сборник произведений «Большая книга самых лучших стихов»
2.2 Количественный анализ результатов исследования
Наша группа провела анкетирование среди одноклассников и наших родителей.
В Приложении 1 приводится анкета с вопросами для изучения отношения людей к чтению, об их мнении о пользе чтения, есть ли любимые книги, стихи и так далее.
Результаты анкетирования по данному вопросу показали: 27 человек читать любят, оставшиеся 3 человека ответили, что нет.
Диаграмма результатов на вопрос анкеты о том, когда вы читаете, продемонстрировала следующие данные:
Читают для удовольствия, потому что нравится читать - 27 человек из опрошенных. Далее 2 человека ответили, что читать не любят. И 7 человек ответили, что читают, когда есть время. На диаграмме это отмечено цветом.
На вопрос о том, что вы чувствуете от чтения, ответы были самые разнообразные. Мы объединили ответы в шесть групп и получили следующую диаграмму.
Таким образом, в диаграмме мы видим, что радость при чтении испытывают 10 человек, удовольствие - 5 человек, спокойствие - 5 человек, интерес и увлеченность - 4 человека, ничего не испытывают 3 человека, рост IQ и работу мозга 3 человека. Большинство опрошенных человек ответили положительно.
Вывод: чтение развивает кругозор, объединяет людей, помогает им скрасить досуг и испытать положительные эмоции.
Таким образом, подводя итог нашей работы, мы хотим в заключении привести список самых любимых стихотворений и произведений наших респондентов (участников исследования).
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», письмо Онегина к Татьяне.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной»
С.Есенин «Отговорила роща золотая»
И.Крылов «Ворона и лисица»
С.Маршак «Кот и лодыри»
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане..», «У Лукоморья…»
П. Ершов «Конек-горбунек»
Стихи Анны Кулик
А.Блок «Стихи о прекрасной даме»
Произведения У. Шекспира
А. Барто «Сонечка
Мы также составили свой список любимых стихотворений, стихов писателей о детях и попробовали сочинить сами. В итоге продуктом нашей работы стал «Сборник самых лучших стихов».
В Сборник наших любимых стихотворений (наших мам и пап) вошли стихи русских и зарубежных поэтов, писателей, классиков: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Барто, В.Берестова, У.Шекспира, А.Блока, С.Есенина и другие.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей и родителей читательские предпочтения не отличаются. Есть такие стихи, которые интересны нам и нашим родителям. Мы опровергли свою гипотезу. Поэзия помогает нам в трудную минуту, отражает наше настроение, эмоции, переживания. На языке стихов можно красиво выразить свои чувства, описать свое внутренне состояние, помочь другу.
Итак, в заключении хотим привести слова Ф.Бэкона, которые отвечают на вопрос, поставленный в начале нашей работы: а стоит ли читать?
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»[3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
100 лучших стихов и сказок. - М.: Росмэн, 2015. - 240 c.
100 самых известных стихов и рассказов о любви и дружбе. Хрестоматия. - М.: АСТ, 2016. - 416 c.
Белов, Н. В. Хрестоматия по литературе. 5-7 класс. Книга 1 / Н.В. Белов. - М.: Харвест, 2008. - 512 c.
Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. - 496 c.
Дмитриева, В.Г. Стихи и песенки для самых умных малышей / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2009. - 821 с.
Журавель, И. А. Представь невозможное, или Путешествие в сказку. 1 класс. Книга 4 / И.А. Журавель. - М.: Ранок, 2012. - 24 c.
История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения. - М.: Рипол Классик, 2014. - 40 c.
Лесные забавы. - М.: Адонис, ЯБЛОКО, 2010. - 299 c.
Любимые стихи и песни о Родине / С.В. Михалков и др. - М.: АСТ, 2016. – 80 c.
Моя первая книга стихов. - М.: Стольный град, 2015. - 114 c.
Мы из Игарки. - М.: Красноярское книжное издательство, 1988. – 224с.
Новогодние чудеса. - М.: Machaon, 2008. - 80 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.Любите ли вы читать?
2. Когда вы читаете?
а) когда есть время и нечем заняться;
в) для удовольствия, потому что нравится.
3. Что вы чувствуете от чтения?
4.Самое любимое ваше стихотворение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обложка сборника
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Стихи собственного сочинения
Стихи собственного сочинения
Трубицин Клим
Я с утра сижу один, делаю уроки.
Мне бы в мячик поиграть,
Лень кругом и скука.
Скоро все закончится.
Встречу я друзей.
Жизнь у всех наладится
И станет веселей.
Бусыгин Иван
Мои любимые друзья!
Передаю привет вам я!
Жду нашей с вами встречи.
Дома заняться нечем.
Хоть делаю уроки я
По вам скучаю все же.
Увидеть вас мечтаю.
Ох, кто же нам поможет!?
Шуралева Лиза
-Ваня, потерпи немножко.
Посмотри скорей в окошко!
Там уже весна пришла,
Солнце, радость принесла.
Лорман Вероника
У меня расцвел цветок,
На деревьях за окном.
Скоро уж денечки
И пойдем гулять мы дружно
Лишь сигнал дадут.
Санцакова Вероника
Да, карантин закончится.
Встретимся все вновь.
Все у нас получится!
Верьте в дружбу и любовь!
Сусликов Юрий
Мы стихи вам сочинили.
Хорошо ли, плохо ли.
Вы нас строго не судите,
Лучше нам похлопайте!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Авторы стихов сборника «Большая книга самых лучших стихов»
Читайте также: