Литературно музыкальная композиция на стихи есенина

Обновлено: 22.11.2024


Руководитель: преподаватель

русского языка и литературы

Цели и задачи внеклассного мероприятия

Формирование у обучающихся интереса к литературе.

Воспитание познавательной активности, пробуждения интереса к трагической судьбе поэта, систематизация знаний творчества С.А.Есенина.

Развитие творческих способностей обучающихся: умение декламировать поэтические тексты, отработка сценической речи.

Воспитание чувства коллективизма, умение работать в малых группах.

Развитие наклонностей к исполнительскому и художественному творчеству.

Оборудование:

Презентация по теме литературного вечера.

Имитация литературной гостиной.

Выставка книг С.Есенина и сборники его стихотворений .

Фонограмма песен Н.Кадышевой

Методы и приемы:

Выразительное чтение стихотворений.

Исполнение песен на стихи С.Есенина обучающимися.

Прослушивание музыкальной записи.

Обучающиеся разделены на три группы:

2-я группа - чтецы (учат наизусть стихи С.Есенина).

3-я группа - «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение).

Используемые педагогические технологии:

Технология сотрудничества в рамках личностно-ориентированного подхода при подготовке внеклассного мероприятия.

Совместная деятельность при работе в малых группах, направленная на развитие индивидуальной ответственности и взаимодействие между участниками группы.

Внутригрупповая дифференциация, проводимая посредством отбора по интересам обучающихся.

Технология преподавания литературы как искусства в качестве средства развития социокультурной компетенции обучающихся.

Театральная технология, применяемая во внеклассной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей обучающихся.

Ход занятия:

Звучит музыка

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Вступительное слово учителя.

Добрый день! Мы рады приветствовать вас в литературной гостиной и предлагаем вам окунуться в мир поэзии замечательного русского поэта Сергея Есенина, которому 3 октября исполнилось 120 лет.

Чтец. В этом имени - слово "осень"

Осень. Ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы и синь рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Только скажут - Сергей Есенин-

Всей России встают черты,

И весенних осин сережки,

И рязанского неба ширь,

И проселочные дорожки, и приокские камыши.

Звучит песня «Я люблю этот город вязевый» на стихи Есенина в исполнении обучающегося

Ведущий 1. Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Это вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Из окон дома Есениных были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного поэта и укреплялась там беспредельной любовью к родине.

Ведущий 2. С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.

(Звучит музыка)

Чтец. Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Под куполом церковным глав

Тень от цари упала ниже.

О, други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.

Ведущий 1. Учился Сергей Есенин сначала в Константиновском училище, куда поступил в 1905 году . Есенин занимался легко, но по праву считался одним из самых способных учеников. Окончил он школу с похвальным листом.

Ведущий 2. И цветы, и шелест тростника, и плеск волны - вся красота родного края становится для Есенина источником поэтического вдохновения. Уже в те годы он создает свои широко известные лирические миниатюры о природе.

Чтец. Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

Ведущий 1. Способности, проявленные Есениным в Константиновском училище, побудили родных поэта устроить его в 1909 году в Спас-Клепиковскую школу, которая находилась в 30 километрах от села Константиново. По окончании ее в 1912 году Есенину было присвоено звание "учителя школы грамоты".

Ведущий 2 . " Клепиковский период" - важная веха в жизни поэта. В Клепиках он впервые по-настоящему занялся поэзией, мечтая "всю душу выплескать в слова".

В 1912 году в стихотворении "Поэт " он писал:

Чтец. Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев любит
И готов за них страдать.

Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!

Ведущий 1. "Поэт" явился для раннего периода творчества Есенина своеобразным идейно-эстетическим кредо.

Ведущий 2. Поэту исполняется 18 лет. Есенин поступает в народный Университет Шанявского - первое в стране учебное заведение, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Здесь он пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. Он создает новые, переделывает "старые" стихи.

Чтец . Сыплет черемуха снегом ,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Ведущий 1. В начале 1913 года Есенин поступает в типографию И.Сытина, где бывали такие писатели, как Толстой, Чехов, Горький. Есенин стал читать свои стихи, встречая живое участие и поддержку в своих литературных делах.

9 марта 1915 года - стал для Есенина счастливым днем. День встречи с великим русским поэтом Александром Блоком, которого он считал "первым поэтом". За свою жизнь Блок видел многих поэтов - и начинающих, и именитых. Его трудно было удивить. И все - же Есенин удивил, вернее взволновал Блока.

Ведущий 2 . Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”.

Выступление библиотекаря

Ведущий 1 . Став знаменитым, Есенин никогда не забывал о родном доме и тосковал, особенно по маме. Однажды он написал ей такое письмо.

(Звучит песня «Ты жива ещё, моя старушка?»)

Ведущий 2 . Такой же нежной сыновней любовью пронизаны стихи Сергея Есенина о Родине – главной теме его творчества. « У меня все стихи о России, - писал Есенин. - Я люблю нашу красивую русскую природу. В березке я вижу девушку «с зеленой прической» – она символ русской красоты, стройности, юности и целомудрия. Мое самое первое стихотворение так и называлось – «Береза».

Чтец. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Ведущий 1 . Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: “Россия… Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, и “синее что-то…”.

Чтец. О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ведущий 2 . Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую

Читайте также: