Лирический герой в стихах симонова

Обновлено: 07.07.2024

Сильный, мужественный— это основной лирический герой Симонова и поэта и драматурга. В его цельности есть подкупающая мужественность. Он человек долга и совести, верной дружбы и готовности к героическому поступку. В лирике у Симонова всегда жила боль, напряженность чувства, конфликтность.

Работа содержит 1 файл

К.Симонов.лирический герой.docx

К.Симонов. лирический герой.

сб-ки «Лирический дневник», «С тобой и без тебя», «Фронтовые стихи»

Сильный, мужественный— это основной лирический герой Симонова и поэта и драматурга. В его цельности есть подкупающая мужественность. Он человек долга и совести, верной дружбы и готовности к героическому поступку. В лирике у Симонова всегда жила боль, напряженность чувства, конфликтность.

К.Симонов. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Начало войны потрясло Симонова, и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт, и в течение войны работал в качестве корреспондента газеты "Красная звезда".

«ты помнишь,Алеша,дороги Смоленщины» 1941. Лирический герой – человек, сердцем принявший боль войны, искренне любящий свою землю. По моему мнению, он очень близок автору по духу, по восприятию происходящего. Используя риторическое обращение (подчёркнутое обращение к другу по имени), а затем и неоднократное употребление местоимения «ты» и его словоформ, автор не только усиливает выразительность речи, но и даёт возможность герою признаться в том, что только сейчас, в дни суровых испытаний, он по-настоящему понял, «с чего начинается Родина»: с малой родины, где «русская мать нас на свет родила».

Стыд за отступление. Чувство вины.

Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову. В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. И "усталые женщины", и "деревни с погостами", и "изба под Борисовым"- всё это для Симонова его Родина, его земля, пусть горькая, но "самая милая", за которую и жизнь отдать в бою не жалко.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Обращение "Алеша" использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах "бесконечные, злые дожди" сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное –мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И.эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки. . Сравнение кринки несли, " прижав, как детей, от дождя их к груди"- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза.

муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема –значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.

Отступление. Образ деревни. Воспринимает впервые крестьянскую Россиию. Опыт откровения и видения: личн.опыт идёт панорамой. Вывод – что есть Родина – крестьянская Россия. Вина п-д тем, кого оставляют и вина п-д умершими - мотивы всей лит-ры до 90хгг.

Тема любви-одна из главных. Но о любви семейной.

По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (В.С.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами "жди меня, и я вернусь" - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как "Аминь" в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность. Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. "Смертям назло". Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. "Не понять не ждавшим им", что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль "среди огня". Но это секрет только для двоих. Об этом "будем знать только мы с тобой". Но тайна раскрывается просто, "просто ты умела ждать". Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – "как никто другой".

Танк олицетворяется,одухотворяется. Описывается как живой человек,как солдат..храбрый,мужественный,к оторый продолжает бой и будучи раненым (Он упирался, он что было сил Еще грозил своей разбитой башней).. Танки (= товарищи) «сообща решили в глубь зарыть его железные останки».

Стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, Серовой впоследствии включённые в сборник «С тобой и без тебя», скорее всего и явились основой поэтической славы Симонова. Лучшие из них выражают конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к Валентине и воинским долгом перед Россией.

«Безыменное поле» 1942. (перекличка с Лермонтовым как офицером)

Опять мы отходим, товарищ,Опять проиграли мы бой,Кровавое солнце позора Заходит у нас за спиной.

Лирический герой не может себе представить,как же объяснить женам умерших солдатов,что они оставили их там,на дороге,в пыли..что не успели они последнюю почесть им отдать,что не закрыли глаз. Ему за это невыносимо стыдно, он чувствует боль. И тени солдат идут за ними. Не хотят они остваться в своих забытых могилах,не хотят,чтобы танки вражеские шли через них. И герой дает обещание «больше ни шагу назад!». Это быземенное поле станет той твердыней,»которую немцам не взять!».

«Смерть друга» 1942

Умирает Евгений Петров – автор Золотого теленка в 42 году. Симонов говорит своим стихотворением,что друг не умирает,он быть лишь рядом перестает. Память о нем-вечна.все,что было между друзьями,не может с останками улечься в могилу. Ты должен взять груз. Упрямство, гнев его, терпенье — Ты все себе в наследство взял, Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем стал.

«Открытое письмо» (1943) - антижди меня. Жанр – баллада, послание, канцелярский стиль, отсутствие эпитетов и слов выразительности. Убивает предательство любимой женщины. Как будто написано неумело. Избегает лит-лудож.приёмов. Иссякновение поэтического языка.Приближается к народн.повествованию. Как коллективн.письмо к женщине, которая не дождалась. Упомянул город, чтобы женщина узнала себя. Но не сказал её ФИО. Морально-нравствен.функция лит-ры. Изобилует канцелярскими оборотами. Стих-ие очень сильно эмоц-но: контраст м-у сухой жёсткостью, аскетичностью высказывания и подчёркнутого дистанцирования от адресата письма, извинения от погибшего мужа.

«Родина» - Лермонтовский прием сужения ракурса. Березы – эмблема Родины. Родина, увиденная после смерти. Последн.миг - вспоминается малая Родина. Противостояние большой и малой Родины, о кот.вспоминаешь в последн.миг. Закрывает повествование лозунгами. Говорит о горьком, о сегодняшнем. Интонация страдания. Безымянное поле – эпическое. Отступление и опять ночн.кошмар.

Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал.

Кажущаяся простота – аскетичная, простая, маскулинная лирика.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии Симонова.

«Убей его». Не эстетический факт, а публицистический. Вызвало недоумение критиков, неудачные рифмы. Частые анафоры. «Сколько раз увидишь его, столько раз убей». Призывает солдата к убийству! Убить,чтобы не досталось фашисту то,что тебе дорого..ни мать,ни отец,ни та,с которой ты вдвоем ходил.

Сборник С ТОБОЙ И БЕЗ ТЕБЯ

Называет ее злой и бесценной, проклятой..и в то же время говорит,что сам себя к ней пожизненно приговорил. Чувствуется как будто двойсвенное отношение к ней поэта.

Мне хочется назвать тебя женой За то, что так другие не назвали, Что в старый дом мой, сломанный войной, Ты снова гостьей явишься едва ли. За то, что я желал тебе и зла, За то, что редко ты меня жалела, За то, что, просьб не ждя моих, пришла Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.

Заботится о ней,счастлив,что она не видит ужасов войны.

Когда на выжженном плато Лежал я под стеной огня, Я думал: слава богу, что Ты так далеко от меня, Что ты не слышишь этот гром, Что ты не видишь этот ад, Что где-то в городе другом Есть тихий дом и тихий сад, Что вместо камня - там вода, А вместо грома - кленов тень И что со мною никогда Ты не разделишь этот день. Но стоит встретиться с тобой, - И я хочу, чтоб каждый день, Чтоб каждый час и каждый бой За мной ходила ты, ак тень. Чтоб ты со мной делила хлеб, Делила горести до слез. Чтоб слепла ты, когда я слеп, Чтоб мерзла ты, когда я мерз, Чтоб страхом был твоим - мой страх, Чтоб гневом был твоим - мой гнев, Мой голос - на твоих губах Чтоб был, едва с моих слетев, Чтоб не сказали мне друзья, Все разделявшие в судьбе: - Она вдали, а рядом - я, Чту эта женщина тебе? Ведь не она с тобой была В тот день в атаке и пальбе. Ведь не она тебя спасла, - Что эта женщина тебе? Зачем теперь все с ней да с ней, Как будто, в горе и беде Всех заменив тебе друзей, Она с тобой была везде? Чтоб я друзьям ответить мог: - Да, ты не видел, как она Лежала, съежившись в комок, Там, где огонь был как стена. Да, ты забыл, она была Со мной три самых черных дня, Она тебе там помогла, Когда ты вытащил меня. И за спасение мое, Когда я пил с тобой вдвоем, Она - ты не видал ее - Сидела третьей за столом.

Читайте также: