Лермонтов стихи тучи листок на севере диком утес три пальмы

Обновлено: 24.12.2024

Михаил Лермонтов

биография поэта читать онлайн

Детство Михаила Юрьевича Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии (Россия). Когда мальчику исполнилось три года, умерла его мать. Бабушка поэта — умная и властная богатая помещица — посвятила внуку свою жизнь, устранив от воспитания его отца. Атмосфера семейных распрей, доставившая писателю много страданий, стала одной из тем в его творчестве.

Бабушка не жалела средств па образование мальчика. Он играл на скрипке и рояле, пел арии из любимых опер и сочинял музыку, легко решал сложные математические и шахматные задачи, владел несколькими иностранными языками, занимался живописью, лепил из воска. Будущий поэт слушал народные песни, рассказы об Отечественной войне 1812 г., о царе Иване Грозном, бунтовщиках Степане Разине и Емельяне Пугачёве, наблюдал народные игры и хороводы. По среди этих занятий главными были чтение художественной литературы и созерцание природы.

Уже в Тарханах проявился интерес М. Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Рано повзрослевший, ои пробует силы в сочинении стихов и стремится, чтобы его произведения были достойны занять место рядом с поэзиями А. Пушкина.

В 1827 г. семья переезжает в Москву. Через год М. Лермонтов поступил в Благородный пансион, в котором проучился два года, а в 1830 г. он стал студентом Московского университета. Это время было очень плодотворным в творческой биографии писателя. К этому периоду относятся первые известные стихотворения поэта, а к 1830 1832 гг. — почти две трети его поэтических произведений. Среди них — «Молитва», «Жалобы турка», «Благодарю!», «Нищий», «Желанье», «Парус». Свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом.

Стихотворение «Парус» вошло в сокровищницу мировой поэзии как одно из самых блистательных лирических произведений. Вынужденный оставить Московский университет, М. Лермонтов весной 1832 г. переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая о своей дальнейшей судьбе, он бродит но Петербургу и его окрестностям, часто в одиночестве гуляет у Финского залива. Здесь и был написан знаменитый «Парус».

Парус

(читать стих онлайн)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832 г.

Вопросы и задания

1. Какие чувства и мысли возникают, когда видишь море и слышишь шум прибоя, ощущаешь запах морских водорослей?

2. Какие чувства и мысли вызывает стихотворение «Парус»?

3. Совпадают ли ваши наблюдения о реальном море с поэтической картиной в стихотворении М. Лермонтова? Что общего, а что различного?

4. Как вы думаете, почему стихотворение называется «Парус»?

5. С помощью каких художественных средств создаётся в стихотворении образ паруса?

6. Назовите пары слов с противоположным значением. Как они характеризуют парус?

7. Обратите внимание на краски в стихотворении. Какая гамма преобладает? Какое настроение создают эти краски? Встречался ли раньше лазурный цвет в стихотворениях М. Лермонтова?

8. Как вы думаете, почему парус назван автором мятежным? В каком значении — прямом или переносном — употребляется это слово? Обратитесь за помощью к словарю.

9. Образ «море — жизнь» является традиционным в поэзии. Море и волны символизируют различные волнения, бедствия и изменения в человеческой жизни. Как вы думаете, что символизирует парус? Выберите один из вариантов ответа, объяснив свою точку зрения, либо предложите свой вариант, опираясь на текст стихотворения.

А парус — это символ одиночества и грусти человека, брошенного в житейском море Б парус — это символ свободы, сознательного выбора человеком своей судьбы В парус — это символ мятежной души, которой трудно отыскать свой берег

10. В стихотворении гениально соединяются две темы: художественная картина моря (первые строчки четверостиший) и голос автора, его размышления о парусе (последние строчки четверостиший). Подчеркните эту особенность.

11. Рассмотрите акварельный рисунок М. Лермонтова «Парус». Сравните его с одноимённым стихотворением поэта. Сходна ли картина моря или есть отличия? Какое настроение передаёт морской пейзаж? Совпадает ли оно с настроением в поэтической картине моря?

12. Выучите наизусть стихотворение «Парус» М. Лермонтова.

13. Прочитайте стихотворение «Парус» М. Лермонтова на украинском языке в переводе Л. Первомайского и сравните его с оригиналом. Насколько точен перевод? Сохранены ли переводчиком образы, интонация, размер подлинника (оригинала)?

Парус

(читати вірш Лермонтова онлайн)

Самотній парус ген біліє

В морськім блакитнім тумані.

Що він знайти в чужині мріє,

Що в рідній кинув стороні?

Лютує вітер, хвиля грає,

І щогла гнеться і скрипить,—

Дарма, він щастя не шукає

І не від щастя геть біжить.

Над ним струмок ясніш лазурі,

День золотий над ним встає,

А він, мятежний, прагне бурі,

Неначе в бурі спокій є.

Стихотворение «Три пальмы» имеет подзаголовок «Восточное сказание», поскольку действие происходит «в песчаных степях аравийской земли», то есть на арабском Востоке. Литературоведы считают это произведение балладой. Для балладного жанра характерны ска* зочная или историческая тема, наличие сюжета, соединение реального и фантастического, драматичность финала. Баллада, сохраняя драматичность сюжета, даёт поэту больше свободы в использовании поэтических тем, сюжетов, образности, чем лирика.

В Сирии стихотворение М. Лермонтова переведено па арабский язык и включено в школьную программу. Сирийские школьники учат его наизусть.

Три пальмы

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор.

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали…

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

1 Роптать — выражать недовольство.

2 Вьюк — груз, привязанный к бокам лошади или верблюда.

3 Фарис (арабск.) — всадник, витязь.

4 Караван — ряд вьючных животных, перевозящих людей и грузы по степям, горам и пустыням.

5 Стан — остановка в пути, временный лагерь.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит -

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

1839 г.

1 Урочный обычный, постоянный.

Вопросы и задания

1. Читали ли вы раньше это произведение? Какое впечатление оно произвело на вас?

2. Что осталось непонятным? Прочитайте внимательно пояснительные слова к тексту.

3. Перечитайте текст и определите в нём смысловые части. Назовите их.

4. Если задание оказалось сложным, воспользуйтесь подсказкой. Для этого расположите пункты плана в нужной последовательности.

А ропот и упрёки пальм небу, Богу

Б описание каравана

В гибель пальм — «питомцев столетий»

Г безжизненная опустошённая пустыня Д описание оазиса — райского уголка в пустыне

5. Сравните начало и финал баллады. В чём сходство и в чём различие? С помощью каких художественных средств показаны эти различия?

6. Какими метафорами автор передаёт гибель «питомцев столетий»?

7. Есть ли в тексте олицетворения? Каково их назначение?

8. Какой мотив усиливает автор, вводя в балладу образ коршуна, рвущего добычу? Не встречался ли вам этот образ в фольклоре?

9. В комментариях к произведению говорится, что это баллада. Согласны ли вы с таким определением жанра? Опираясь на текст, назовите признаки баллады.

10. Аллегоричная атмосфера литературной баллады допускает различные её толкования. Какая, по вашему мнению, основная мысль произведения?

Выберите один из вариантов, объяснив свою точку зрения, либо предложите свой, опираясь на текст стихотворения:

А пальмы возроптали на Бога и были наказаны; их стремления никто не оценил; караван получил то, что хотел, — отдых, дрова, воду, а на гибель гордых деревьев никто не обратил внимания

Б душа, открытая миру, встречает на своём пути озлобление, обман, неблагодарность; так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осуществления своей мечты, становятся жертвой человеческой жестокости и неблагодарности В красота гибнет тогда, когда её не ценят; эгоистичные люди, которые во всём видят только свою пользу и выгоду, оставляют после себя лишь пустыню и разрушения

11. Найдите в тексте отрывки или строки, которые могли бы стать подписями к иллюстрации В. Полякова, и зачитайте их.

12. Какие бы вы использовали краски?

«На севере диком стоит одиноко. » — это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейнс «Сосна стоит одиноко. ». Вольный потому, что русский поэт значительно отступает от подлинника. Тема произведения Г. Гейне - разлука двух влюблённых. Сосна (в немецком языке это существительное мужского рода) тоскует по своей женской половине пальме. М. Лермонтов избегает родовых различий, поэтому в его стихотворении любовный мотив заменяется мотивом одиночества и разобщённости людей в мире. Одетая «снегом сыпучим» сосна и южная пальма находятся на противоположных географических полюсах — севере и юге. Однако несмотря на это, они пребывают в одинаковом душевном состоянии: сосна «стоит одиноко», а прекрасная пальма «одна и грустна». Одиночество той и другой подчеркивается схожим пространственным расположением: сосна стоит «на голой вершине», а пальма — «на утёсе горючем».

На севере диком стоит одиноко

(читать произведение онлайн)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

‎Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

‎В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

‎Прекрасная пальма растёт.

1841 г.

Картина «На севере диком» написана Иваном Шишкиным в 1890 г. по мотивам стихотворения М. Лермонтова, когда готовилось к выпуску собрание сочинений поэта. У художника мало «зимних» сюжетов, и картина «На севере диком» один из самых ярких примеров его обращения к зимнему пейзажу. Суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передаёт и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества. Полотно «На севере диком» передаёт те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами — с помощью живописи.

Вопросы и задания

1. Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

2. Какие картины вы представили? Можно ли утверждать, что это стихотворение — поэтическая картина природы?

3. Прочитайте первую строфу стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт атмосферу холода и одиночества, окружающую сосну?

4. Случайно ли поэт употребляет сравнение «одета, как ризой»?

5. О чём мечтает сосна? Соответствует ли её мечта реальности?

6. Что общего в судьбе двух деревьев, растущих в разных концах света? Что их объединяет?

7. А можно ли преодолеть это одиночество? В какой ситуации возможна встреча?

1 Риза богатое, украшенное золотом одеяние, обычно царское.

8. Рассмотрите картину И. Шишкина. Удалось ли автору передать атмосферу одиночества сосны? Каково её окружение?

9. Что можно сказать о палитре художника? Какие тона в ней преобладают?

10. Насколько точно художник описал то, что сосна «снегом одета, как ризой»! Что она дремлет?

11. Нарисуйте рисунок, который бы передавал одиночество пальмы или сосны (по выбору).

12. Кроме М. Лермонтова, стихотворение Г. Гейне в разное время переводили Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, 3. Гиппиус и др. Эти переводы были ближе к подлиннику или рассматривались как повод для создания вполне самостоятельных стихотворений. Прочитайте стихотворение в переводе Ф. Тютчева. Сравните его с переводом М. Лермонтова.

Ф. И. Тютчев. С чужой стороны

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму всё снится ему,

Что в дальных пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет, одинока.

1823 или 1824

«Из Гёте» («Горные вершины. ») — стихотворение позднего творчества М. Лермонтова. Одни литературоведы считают его переводом «Ночной песни странника» немецкого поэта-классика И. В. Гёте, другие — поводом для создания самостоятельного произведения. Но все сходны в том, что М. Лермонтов создал шедевр мировой поэзии.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы.

Вопросы и задания

1. Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?

2. Прочитайте выразительно стихотворение и постарайтесь передать его поэтическую интонацию.

3. Как вы думаете, где находится автор стихотворения, созерцающий ночной пейзаж?

4. Что в этом пейзаже вызывает у него чувство покоя, освобождения от дневных тревог? В каких строках это выражено?

5. Какими средствами создаётся атмосфера умиротворения и просветления, присущая этому художественному тексту?

6. Приходилось ли вам ощущать такое же состояние особенной свежести и тишины, когда вы находились в горах? В долине горной речки?

7. Приходилось ли вам бывать в горах ночью? Можете ли вы дополнить картину ночи в горах своими наблюдениями?

8. Стихотворение М. Лермонтова иллюстрировали знаменитые художники: А. Васнецов, В. Конашевич, Ф. Константинов. Его положили на музыку многие композиторы, среди которых — А. Варламов, Н. Метнер, В. Ребриков.

Прослушайте с родителями романс «Горные вершины» А. Варламова в исполнении знаменитого украинского тенора И. Козловского и Ж. Таланова. Оцените красоту музыки, оригинальный дуэт маститого певца и юного исполнителя.

9. Прочитайте стихотворения «Морская царевна», «Листок», «Два великана» и другие поэтические произведения М. Лермонтова.

Читайте также: