Леонид губанов читает свои стихи

Обновлено: 22.11.2024

Показать полностью.
Леонид Губанов (1946 - 1983) - культовый поэт московского андерграунда. До 1964 года имел публикации в советской прессе, в частности, в журнале "Юность". В 1965 создал вместе с друзьями-поэтами футуристическое поэтическое объединение "СМОГ". После ряда успешных выступлений и участия в неправительственных демонстрациях у группы поэтов появляются проблемы с властью. Губанова принудительно кладут в психбольницу. После этого объединение распадается, поэт начинает зарабатывать на жизнь физическим трудом. Лишившись возможности жить поэзией, "задушенный" властями, Губанов тихо умирает в забвении в 1983 году. После развала СССР про поэта вспомнили и выпустили несколько сборников его поэзии - "Ангел в снегу" (1994), "Серый конь" (2006) и другие.

Отмена

Леонид Губанов запись закреплена

Меня подташнивало
Тебя подташнивало
С улыбкой розовою
пришла за все благодарить.

Показать полностью.
За почерневшие бока
печали, царственный приезд,
за то, что кровь пришли лакать
все семь подруг и семь невест.

За то, что в шрамах, не дыша,
скорей скрываюсь за пивной.
Волшебно-шалая душа
боится вас пугать спиной,
исхлестанной и вкривь, и вкось.
И всем моим победам в масть
там, где маячит веры кость,
дай Бог собакам не украсть.

Там, где припухшее ребро
молитвы той, что нарасхват,
губной помадою легло
кольцо со страшным словом - ад.

Бич снов моих, я узнаю
его затылком, словно гладь
реки, где голову мою
пошли кувшинки целовать.

А черный всадник на коне.
Он держит плетку в пятерне.

Он ничего не говорит,
он зубы скалит на гранит.
И только конь его храпит.
И только Бог меня хранит.

Спасибо, плетка, что была
всегда румяна да бела,
что от угла и до угла
меня гоняла, как пчела.

За то спасибо, что жиреть
мне не дала и в тишине
следила, как бы не привык
я медом мазать свой язык.

Спасибо вам за этот гнет.
Кто не исхлестан был, тот врет.
А я от боли хоть и пил,
но все же душу сохранил.

И золотую россыпь слов
сумел не утопить в вине. . .
И Сатаны бледнеет зов.
И крылья крепнут на спине.

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов запись закреплена

Испуганные адреса. . .
Предчуствую, что телефон мой
звенит, как дикая оса
Показать полностью.
средь диких трав вечнозеленых.

Он в паутине, он в пыли,
но мне звонят, звонят от скуки.
Я на другом конце земли
к нему заламываю руки.

Бокал разбитый, пять гвоздик
у головы его клейменой,
а я уехал погостить
средь диких трав вечнозеленых.

И, как слепой слепому, мы
не можем высказать всей муки.
Под ним семь километров тьмы,
а надо мною арфы звуки.

Под ним подземные моря,
погибшие навеки страны,
а у меня в ногах кальян
и два кило марихуаны.

Звенит, звенит мой телефон,
сегодня он опять в ударе,
а солнце греет мой балкон,
и шнур висит на мне удавом.

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов запись закреплена
Я – та окраина, где вы
Седые головы снимали
И ничего не понимали.
Я – та окраина, где выл
Снег и крестьянка головы
Показать полностью.
Не поднимала к векам Сталина.
Я – та, которая оставила
Рисунки права и молвы.
Я – та окраина, где вы
Не усмехались, фарисеи,
Где Слава Божия, увы,
Покачивалась, как Есенин.
Где подходила туча дел,
Где нам кадила проститутка,
Где я на ржавый нож глядел.
Я – та окраина, где жутко. Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов запись закреплена
Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов запись закреплена
Нравится Показать список оценивших Сначала старые

Олег, будет ли запись? Или, может, и в Москве с этой лекцией выступите? Нравится Показать список оценивших

Миша, в Москве выступлю с презентацией книги (надо только понять, где её издать; но это определится в ближайший месяц). Зимой. В конце 2021 или в начале 2022 года. Нравится Показать список оценивших

Миша Разин ответил Олегу Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов запись закреплена

БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ В ЧУЛАНЕ.
Гений, старообрядец Леонид Губанов и его слава без Иуды.

В те времена поэтов в основном сажали, а вот Губанову с работой помогли. И так хорошо, так удачно устроили, что он проработал у нас два с лишним года, а потом в Театре Станиславского еще два.

На меня стихи не произвели впечатления. Поразило одно – Губанов в них постоянно поминал Бога. Меня просто колотило от этих: «Ну а Бог, ну а Бог, ну а Бог?», «Есть только Бог, Бог, Бог…», «Мама, Бога привел опять…», «А у Бога, а у Бога, а у Бога…». Но еще больше меня потрясло крестное знамение, которым Губанов себя время от времени осенял. Крестился он двумя перстами, по-старообрядчески. Я реагировал на это болезненно. Меня прямо всего передергивало и сводило судорогой.

Поскольку своего графика дежурств у Лени не было, его ставили на «усиление», и попал он в мой график. Мы дежурили парой. Улучив удобную минуту (а этих удобных минут было все 24 часа, которые мы вместе стали коротать, как напарники по суточным дежурствам), я спросил: «А ты зачем крестишься?»

Губанов опять перекрестился. Я был уверен, что он начнет оправдываться, тут же отречется от своего креста. Но он и не думал отрекаться. Бог и стал главной темой наших разговоров.

– Ты что, в Бога веришь? (ужас и сожаление в голосе)

– Ну, в смысле вообще в Бога… типа идеи, – пытался я еще как-то оправдать его.

– В Христа-Бога верю, – твердо ответил Леня и перекрестился.

– И крещен с детства.

– Может, ты еще и в церковь ходишь?

– Я понимаю, если бы ты имел в виду Абсолютную Идею Гегеля, Первоначало всего, Дух, в конце концов, но твой церковный Бог, да еще этот крест. Это же чистой воды народная обрядовость. Я понял бы, если бы ты проповедовал Аполлона, Орфея – это уже стало неотъемлемой чертой поэзии, но Боженьку, намалеванного богомазом на доске…

Ответом мне было только молчание.

– Неужели ты, считая себя гением, можешь вместе с какими-то безграмотными бабушками лобызать этого намалеванного боженьку? Это ж темное невежество. Мы ведь в XX веке живем. Оглянись вокруг. Люди в космос летают. И Бога там не встретили.

Он мне не возражал. И продолжал на все мои речи с неподражаемым юродством креститься и повторять:

Кроме разговоров о Боге мы, конечно, говорили о литературе. Здесь наши познания были гораздо обширнее. Тогда только что стало выходить собрание сочинений Достоевского. Мне удалось оформить подписку, и мы читали, передавая друг другу, свеженькие тома с обложками защитного цвета. Губанов Достоевского не любил и быстро возвращал, едва пролистнув.

Но вопрос о Боге с горизонта не сходил. И вот однажды Губанов задал странный вопрос:

– А русскую литературу вы проходите в институте?

– Ну да, конечно, – удивленно отвечал я. – Что за вопрос?

– А какой у тебя любимый русский писатель?

Где-то скрывался подвох. Но я не мог понять, в чем он, и назвал не одного писателя, а стал на всякий случай перечислять всех подряд русских поэтов и прозаиков. А начал, хитро прищурившись, с протопопа Аввакума (его Губанов особенно чтил). Список составлялся довольно внушительный. Леня меня не прерывал, дошел до Чехова, принялся было за советских… Потом список пополнил уже сам Леня, зная мои вкусы. И подвел резюме:

– Как же ты можешь понять их и любить, если они все были крещеные и верили в Бога?

Эта стрела пронзила меня в самое сердце. В этом и был подвох. Это и был Ленин ответ на мое безбожие. Они все были крещены. Это уж точно. А я не был крещен. И понять русскую литературу, значит, был не в состоянии. Я почувствовал себя отверженным от всей русской культуры и от самой России.

Поначалу я пытался отрицать веру Пушкина и Лермонтова, приводил в пример «Гаврилиаду», «Счастливый миг». Я говорил, что их вера была лишь данью господствовавшей идеологии. Подобно тому как сегодня они, возможно, были бы членами КПСС. Но тут Леня быстро положил меня на лопатки, цитируя и Пушкина, и Лермонтова. Он привел столько их стихотворений о Боге, что я просто заткнулся. Он цитировал Пушкина не затрудняясь. Цитировал такие строки, какие мне даже не приходилось читать. И только тогда я понял, что есть области, в которых Леня знает больше, чем даже какой-нибудь профессор академического института.

– Это зрелые стихи, – говорил Губанов. – И нельзя их путать с детскими шалостями типа «Гаврилиады», которую к тому же Пушкину только приписывают. Он дважды отрекся от этой поэмы. Перед царем лично и перед другом в письме.

– Ну, хорошо, – продолжал Леня, – пусть и писали они озорные стихи, – снисходил он до моего уровня, – а Достоевский?

Он знал, что Достоевский – мой заветный писатель. Против веры Достоевского вообще ничего нельзя было возразить. Я ощутил себя поверженным и раздавленным.

Вскоре нас как-то развели по разным сменам, и общение прервалось, но стрела, пущенная Губановым и занозившая сердце, не давала покоя. И я решил креститься. Иного выхода не видел. Я не считал себя умнее Пушкина и Достоевского. Я хотел их понимать, я хотел быть с ними и ни с кем другим.

Нашлись новые руководители, наставившие меня на пути к церкви, и к осени я был уже крещеным человеком. И как-то само собой получилось, что я сразу же и воцерковился, стал регулярно посещать службы. Появился и духовник. И когда мы после отпусков осенью встретились с Леней, я ему обо всем этом радостно поведал. Он выражал свою бурную радость.

Я уже намного опередил Леню в церковных вопросах. Я знал не только «Отче наш» (он эту молитву тоже знал, правда, не твердо), но и «Символ веры», и «Богородицу». И порядок Всенощной службы и Литургии. Он слушал обо всем этом с некоторым удивлением, недоумевая, как далеко у меня зашло. А я уже заготовил ему и не преминул спустить с тетивы ответную стрелу.

– Вот ты, Ленечка, говоришь, что крещен с детства, веришь не просто в Бога, а в Христа-Бога, а в церковь не ходишь. Не каешься. А это же путь Иуды, путь предательства. И предательство это не Пушкина, не Лермонтова… а самого Христа.

Реакция была мгновенной. Я сам не ожидал, что мои слова так сильно заденут Леню. Губанов сразу же согласился идти в церковь на исповедь. Ничего общего с Иудой он не хотел иметь. Собственно, предательство – а воплощением предательства и был Иуда – являлись главными отрицательными темами его поэзии. «Моя слава без Иуды». Решил он пойти в церковь не когда-нибудь, через месяц, а прямо на следующий день. Леня сам выбрал Елоховский собор, и утром мы встретились у метро «Бауманская». Облетали последние листья, под ногами хрустел тонкий ледок. Мы вприпрыжку пересекли дорогу и вошли в храм. Был будний день, но, несмотря на это, народу набилось столько, что мы даже не могли войти – пришлось протискиваться к правому приделу, где шла исповедь. По всей видимости, это был праздник особо чтимой здесь иконы Казанской Божьей Матери, а значит – 22 сентября 1976 года. Весь придел был заполнен народом. Мы оказались в самом конце, почти у противоположной стены. Стояли, плотно прижавшись друг к другу, а люди все прибывали, и толпа сгущалась. Все на исповедь. Словно наступили последние дни, и люди спешили покаяться в грехах перед страшным часом Судного дня.

Запели «Тело святое примите, источника бессмертнаго вкусите…», когда мы подошли к стоящему на солее священнику. Леня подтолкнул меня вперед. Рыженький батюшка, выслушав мою краткую исповедь, к моему огромному удивлению, посоветовал мне не бороться со страстями, а претворять их в творчество. Словно заглянул в мою душу и ответил на мои сокровенные мысли. Причастившись, я нашел Леню. Он сильно изменился, какая-то загадочная умиротворенность появилась на его лице, приступ прошел.

На улице Леня рассказал подробности своей исповеди. «Ну что, достиг гениальности?» – спросил меня батюшка. Я ему как на духу ответил: «Нет еще».

Я часто вспоминаю этот случай. Этого батюшку. Рассказываю об этом на вечерах памяти Губанова. Теперь, когда у Леонида Губанова вышло много книг, когда о нем самом понаписаны книги, защищаются диссертации, а у меня, как у друга Лени, берут интервью, снимают в кино, показывают по телевизору. Все это благодаря ему. «Друг Губанова» – это стало второй профессией. Не знаю, достиг он сейчас гениальности или нет. Но то, что это гений – было открыто всегда. Это было видно издалека и усталому священнику, пропустившему сквозь себя толпы людей. И он с первого взгляда прочитал:. «ГЕНИЙ». И вряд ли еще хоть раз за свою жизнь он задавал кому-либо на исповеди этот вопрос: «Достиг гениальности?»

Прошел год после нашего посещения церкви. Леня звонит мне и приглашает в гости. Голос полон загадочности. Я еду на электричке до Кунцева по давно проложенному им самим между нашими домами пути. Встречает он меня, и опять весь такой загадочный, торжественный, сажает меня на почетное место. Дает в руки амбарную книгу, в которую записывает свои стихи, открытую на стихотворении «Пять чувств, пять пальцев, пять утрат…»

Я читаю. Это не впервой, когда Леня дает мне свои только что написанные стихи и выслушивает мое мнение. Читаю стихотворение, оно бесконечно длинное, и я недоуменно поднимаю голову. Леня давно знает мои вкусы. Я восхищаюсь такими строчками, как «Христос воскрес, и ты воскресни», «Пошли мне жизнь и смерть на Пасху», а здесь этого и в помине нет. Стихотворение минорное, из него сочится горечь, обида.

– Читай, читай дальше, – подзуживает Леня.

«Чулан» – это наша дежурная комната. Я рисую здесь его портрет. А он давным-давно нарисовал мой. И здесь все мои интересы, которые тогда ограничивались одним – Библией. Даже характеристика моих тогдашних умонастроений приведена: «все суета сует». И самое любопытное, что, открыв Библию, я вижу опять самого Леню, где он поет молитву «Отче наш», которой я его и учил: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое…»

Читайте также: