Леонид губанов читает свои стихи

Обновлено: 18.05.2024

Основной альбом

Показать полностью.
Леонид Губанов (1946 - 1983) - культовый поэт московского андерграунда. До 1964 года имел публикации в советской прессе, в частности, в журнале "Юность". В 1965 создал вместе с друзьями-поэтами футуристическое поэтическое объединение "СМОГ". После ряда успешных выступлений и участия в неправительственных демонстрациях у группы поэтов появляются проблемы с властью. Губанова принудительно кладут в психбольницу. После этого объединение распадается, поэт начинает зарабатывать на жизнь физическим трудом. Лишившись возможности жить поэзией, "задушенный" властями, Губанов тихо умирает в забвении в 1983 году. После развала СССР про поэта вспомнили и выпустили несколько сборников его поэзии - "Ангел в снегу" (1994), "Серый конь" (2006) и другие.

Отмена

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена

Меня подташнивало
Тебя подташнивало
С улыбкой розовою
пришла за все благодарить.

Показать полностью.
За почерневшие бока
печали, царственный приезд,
за то, что кровь пришли лакать
все семь подруг и семь невест.

За то, что в шрамах, не дыша,
скорей скрываюсь за пивной.
Волшебно-шалая душа
боится вас пугать спиной,
исхлестанной и вкривь, и вкось.
И всем моим победам в масть
там, где маячит веры кость,
дай Бог собакам не украсть.

Там, где припухшее ребро
молитвы той, что нарасхват,
губной помадою легло
кольцо со страшным словом - ад.

Бич снов моих, я узнаю
его затылком, словно гладь
реки, где голову мою
пошли кувшинки целовать.

А черный всадник на коне.
Он держит плетку в пятерне.

Он ничего не говорит,
он зубы скалит на гранит.
И только конь его храпит.
И только Бог меня хранит.

Спасибо, плетка, что была
всегда румяна да бела,
что от угла и до угла
меня гоняла, как пчела.

За то спасибо, что жиреть
мне не дала и в тишине
следила, как бы не привык
я медом мазать свой язык.

Спасибо вам за этот гнет.
Кто не исхлестан был, тот врет.
А я от боли хоть и пил,
но все же душу сохранил.

И золотую россыпь слов
сумел не утопить в вине. . .
И Сатаны бледнеет зов.
И крылья крепнут на спине.

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена

Испуганные адреса. . .
Предчуствую, что телефон мой
звенит, как дикая оса
Показать полностью.
средь диких трав вечнозеленых.

Он в паутине, он в пыли,
но мне звонят, звонят от скуки.
Я на другом конце земли
к нему заламываю руки.

Бокал разбитый, пять гвоздик
у головы его клейменой,
а я уехал погостить
средь диких трав вечнозеленых.

И, как слепой слепому, мы
не можем высказать всей муки.
Под ним семь километров тьмы,
а надо мною арфы звуки.

Под ним подземные моря,
погибшие навеки страны,
а у меня в ногах кальян
и два кило марихуаны.

Звенит, звенит мой телефон,
сегодня он опять в ударе,
а солнце греет мой балкон,
и шнур висит на мне удавом.

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена
Я – та окраина, где вы
Седые головы снимали
И ничего не понимали.
Я – та окраина, где выл
Снег и крестьянка головы
Показать полностью.
Не поднимала к векам Сталина.
Я – та, которая оставила
Рисунки права и молвы.
Я – та окраина, где вы
Не усмехались, фарисеи,
Где Слава Божия, увы,
Покачивалась, как Есенин.
Где подходила туча дел,
Где нам кадила проститутка,
Где я на ржавый нож глядел.
Я – та окраина, где жутко. Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена
Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена
Нравится Показать список оценивших Сначала старые

Миша Разин

Олег, будет ли запись? Или, может, и в Москве с этой лекцией выступите? Нравится Показать список оценивших

Олег Демидов

Миша, в Москве выступлю с презентацией книги (надо только понять, где её издать; но это определится в ближайший месяц). Зимой. В конце 2021 или в начале 2022 года. Нравится Показать список оценивших

Миша Разин

Миша Разин ответил Олегу Нравится Показать список оценивших

Олег Демидов

Нравится Показать список оценивших

Леонид Губанов

Леонид Губанов запись закреплена

БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ В ЧУЛАНЕ.
Гений, старообрядец Леонид Губанов и его слава без Иуды.

В те времена поэтов в основном сажали, а вот Губанову с работой помогли. И так хорошо, так удачно устроили, что он проработал у нас два с лишним года, а потом в Театре Станиславского еще два.

На меня стихи не произвели впечатления. Поразило одно – Губанов в них постоянно поминал Бога. Меня просто колотило от этих: «Ну а Бог, ну а Бог, ну а Бог?», «Есть только Бог, Бог, Бог…», «Мама, Бога привел опять…», «А у Бога, а у Бога, а у Бога…». Но еще больше меня потрясло крестное знамение, которым Губанов себя время от времени осенял. Крестился он двумя перстами, по-старообрядчески. Я реагировал на это болезненно. Меня прямо всего передергивало и сводило судорогой.

Поскольку своего графика дежурств у Лени не было, его ставили на «усиление», и попал он в мой график. Мы дежурили парой. Улучив удобную минуту (а этих удобных минут было все 24 часа, которые мы вместе стали коротать, как напарники по суточным дежурствам), я спросил: «А ты зачем крестишься?»

Губанов опять перекрестился. Я был уверен, что он начнет оправдываться, тут же отречется от своего креста. Но он и не думал отрекаться. Бог и стал главной темой наших разговоров.

– Ты что, в Бога веришь? (ужас и сожаление в голосе)

– Ну, в смысле вообще в Бога… типа идеи, – пытался я еще как-то оправдать его.

– В Христа-Бога верю, – твердо ответил Леня и перекрестился.

– И крещен с детства.

– Может, ты еще и в церковь ходишь?

– Я понимаю, если бы ты имел в виду Абсолютную Идею Гегеля, Первоначало всего, Дух, в конце концов, но твой церковный Бог, да еще этот крест. Это же чистой воды народная обрядовость. Я понял бы, если бы ты проповедовал Аполлона, Орфея – это уже стало неотъемлемой чертой поэзии, но Боженьку, намалеванного богомазом на доске…

Ответом мне было только молчание.

– Неужели ты, считая себя гением, можешь вместе с какими-то безграмотными бабушками лобызать этого намалеванного боженьку? Это ж темное невежество. Мы ведь в XX веке живем. Оглянись вокруг. Люди в космос летают. И Бога там не встретили.

Он мне не возражал. И продолжал на все мои речи с неподражаемым юродством креститься и повторять:

Кроме разговоров о Боге мы, конечно, говорили о литературе. Здесь наши познания были гораздо обширнее. Тогда только что стало выходить собрание сочинений Достоевского. Мне удалось оформить подписку, и мы читали, передавая друг другу, свеженькие тома с обложками защитного цвета. Губанов Достоевского не любил и быстро возвращал, едва пролистнув.

Но вопрос о Боге с горизонта не сходил. И вот однажды Губанов задал странный вопрос:

– А русскую литературу вы проходите в институте?

– Ну да, конечно, – удивленно отвечал я. – Что за вопрос?

– А какой у тебя любимый русский писатель?

Где-то скрывался подвох. Но я не мог понять, в чем он, и назвал не одного писателя, а стал на всякий случай перечислять всех подряд русских поэтов и прозаиков. А начал, хитро прищурившись, с протопопа Аввакума (его Губанов особенно чтил). Список составлялся довольно внушительный. Леня меня не прерывал, дошел до Чехова, принялся было за советских… Потом список пополнил уже сам Леня, зная мои вкусы. И подвел резюме:

– Как же ты можешь понять их и любить, если они все были крещеные и верили в Бога?

Эта стрела пронзила меня в самое сердце. В этом и был подвох. Это и был Ленин ответ на мое безбожие. Они все были крещены. Это уж точно. А я не был крещен. И понять русскую литературу, значит, был не в состоянии. Я почувствовал себя отверженным от всей русской культуры и от самой России.

Поначалу я пытался отрицать веру Пушкина и Лермонтова, приводил в пример «Гаврилиаду», «Счастливый миг». Я говорил, что их вера была лишь данью господствовавшей идеологии. Подобно тому как сегодня они, возможно, были бы членами КПСС. Но тут Леня быстро положил меня на лопатки, цитируя и Пушкина, и Лермонтова. Он привел столько их стихотворений о Боге, что я просто заткнулся. Он цитировал Пушкина не затрудняясь. Цитировал такие строки, какие мне даже не приходилось читать. И только тогда я понял, что есть области, в которых Леня знает больше, чем даже какой-нибудь профессор академического института.

– Это зрелые стихи, – говорил Губанов. – И нельзя их путать с детскими шалостями типа «Гаврилиады», которую к тому же Пушкину только приписывают. Он дважды отрекся от этой поэмы. Перед царем лично и перед другом в письме.

– Ну, хорошо, – продолжал Леня, – пусть и писали они озорные стихи, – снисходил он до моего уровня, – а Достоевский?

Он знал, что Достоевский – мой заветный писатель. Против веры Достоевского вообще ничего нельзя было возразить. Я ощутил себя поверженным и раздавленным.

Вскоре нас как-то развели по разным сменам, и общение прервалось, но стрела, пущенная Губановым и занозившая сердце, не давала покоя. И я решил креститься. Иного выхода не видел. Я не считал себя умнее Пушкина и Достоевского. Я хотел их понимать, я хотел быть с ними и ни с кем другим.

Нашлись новые руководители, наставившие меня на пути к церкви, и к осени я был уже крещеным человеком. И как-то само собой получилось, что я сразу же и воцерковился, стал регулярно посещать службы. Появился и духовник. И когда мы после отпусков осенью встретились с Леней, я ему обо всем этом радостно поведал. Он выражал свою бурную радость.

Я уже намного опередил Леню в церковных вопросах. Я знал не только «Отче наш» (он эту молитву тоже знал, правда, не твердо), но и «Символ веры», и «Богородицу». И порядок Всенощной службы и Литургии. Он слушал обо всем этом с некоторым удивлением, недоумевая, как далеко у меня зашло. А я уже заготовил ему и не преминул спустить с тетивы ответную стрелу.

– Вот ты, Ленечка, говоришь, что крещен с детства, веришь не просто в Бога, а в Христа-Бога, а в церковь не ходишь. Не каешься. А это же путь Иуды, путь предательства. И предательство это не Пушкина, не Лермонтова… а самого Христа.

Реакция была мгновенной. Я сам не ожидал, что мои слова так сильно заденут Леню. Губанов сразу же согласился идти в церковь на исповедь. Ничего общего с Иудой он не хотел иметь. Собственно, предательство – а воплощением предательства и был Иуда – являлись главными отрицательными темами его поэзии. «Моя слава без Иуды». Решил он пойти в церковь не когда-нибудь, через месяц, а прямо на следующий день. Леня сам выбрал Елоховский собор, и утром мы встретились у метро «Бауманская». Облетали последние листья, под ногами хрустел тонкий ледок. Мы вприпрыжку пересекли дорогу и вошли в храм. Был будний день, но, несмотря на это, народу набилось столько, что мы даже не могли войти – пришлось протискиваться к правому приделу, где шла исповедь. По всей видимости, это был праздник особо чтимой здесь иконы Казанской Божьей Матери, а значит – 22 сентября 1976 года. Весь придел был заполнен народом. Мы оказались в самом конце, почти у противоположной стены. Стояли, плотно прижавшись друг к другу, а люди все прибывали, и толпа сгущалась. Все на исповедь. Словно наступили последние дни, и люди спешили покаяться в грехах перед страшным часом Судного дня.

Запели «Тело святое примите, источника бессмертнаго вкусите…», когда мы подошли к стоящему на солее священнику. Леня подтолкнул меня вперед. Рыженький батюшка, выслушав мою краткую исповедь, к моему огромному удивлению, посоветовал мне не бороться со страстями, а претворять их в творчество. Словно заглянул в мою душу и ответил на мои сокровенные мысли. Причастившись, я нашел Леню. Он сильно изменился, какая-то загадочная умиротворенность появилась на его лице, приступ прошел.

На улице Леня рассказал подробности своей исповеди. «Ну что, достиг гениальности?» – спросил меня батюшка. Я ему как на духу ответил: «Нет еще».

Я часто вспоминаю этот случай. Этого батюшку. Рассказываю об этом на вечерах памяти Губанова. Теперь, когда у Леонида Губанова вышло много книг, когда о нем самом понаписаны книги, защищаются диссертации, а у меня, как у друга Лени, берут интервью, снимают в кино, показывают по телевизору. Все это благодаря ему. «Друг Губанова» – это стало второй профессией. Не знаю, достиг он сейчас гениальности или нет. Но то, что это гений – было открыто всегда. Это было видно издалека и усталому священнику, пропустившему сквозь себя толпы людей. И он с первого взгляда прочитал:. «ГЕНИЙ». И вряд ли еще хоть раз за свою жизнь он задавал кому-либо на исповеди этот вопрос: «Достиг гениальности?»

Прошел год после нашего посещения церкви. Леня звонит мне и приглашает в гости. Голос полон загадочности. Я еду на электричке до Кунцева по давно проложенному им самим между нашими домами пути. Встречает он меня, и опять весь такой загадочный, торжественный, сажает меня на почетное место. Дает в руки амбарную книгу, в которую записывает свои стихи, открытую на стихотворении «Пять чувств, пять пальцев, пять утрат…»

Я читаю. Это не впервой, когда Леня дает мне свои только что написанные стихи и выслушивает мое мнение. Читаю стихотворение, оно бесконечно длинное, и я недоуменно поднимаю голову. Леня давно знает мои вкусы. Я восхищаюсь такими строчками, как «Христос воскрес, и ты воскресни», «Пошли мне жизнь и смерть на Пасху», а здесь этого и в помине нет. Стихотворение минорное, из него сочится горечь, обида.

– Читай, читай дальше, – подзуживает Леня.

«Чулан» – это наша дежурная комната. Я рисую здесь его портрет. А он давным-давно нарисовал мой. И здесь все мои интересы, которые тогда ограничивались одним – Библией. Даже характеристика моих тогдашних умонастроений приведена: «все суета сует». И самое любопытное, что, открыв Библию, я вижу опять самого Леню, где он поет молитву «Отче наш», которой я его и учил: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое…»

Читайте также: