Лариса малеванная читает стихи
Обновлено: 04.11.2024
С оветская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр ЛАРИСА МАЛЕВАННАЯ родилась 22 января 1939 года в селе Фёдоровка Неклиновского района Ростовской области.
Л итератор, автор трёх опубликованных книг: «Горошинка в шкатулке», «Песочница», «Мирись, мирись, больше не дерись…»
Отрывки из интервью Л. Малеванной:
Об актёрской доле
- В любой стране актрисе существовать очень тяжело. Вообще актёру, потому что это такая профессия, в которой нет определенного ритма. Инженер, допустим, пошел на службу к девяти утра, в шесть вернулся домой. Безумная аритмия многих моих коллег просто уничтожает. Неслучайно актеры то вены себе вскрывают, то спиваются. Думаю, что из-за отсутствия налаженного ритма. То роли идут подряд, то нет ничего. Я десятилетие в БДТ не играла. Все вроде бы знают, что неплохая я актриса, но, когда ничего не играешь, возникает слово "была" . Всё забывается. Но я не из тех, кто способен вскрыть вены или спиться. Я как та лягушка в кувшинчике. Знаете притчу о двух лягушках в молоке? Одна сказала: "А-а-а, в кувшине с молоком я утону точно". И утонула. А другая лягушка барахталась-барахталась да и сбила комочек масла, а потом выбралась по нему наверх. Вот и я все время барахтаюсь. Иначе, если ничего не делать, можно взорваться. Вдруг сыграла небольшую роль в пьесе Леонида Андреева "Екатерина Ивановна" - типичную квочку, но сделала это в остром ключе, взяла картавинку, и получилась состарившаяся, капризная девочка. И стали мне говорить: "Ах, Ларисочка! Какая вы артистка замечательная". И пошла на меня мода . Стали режиссеры подходить.
- С няться в плохом фильме - это, как известно, все равно что плюнуть в вечность. Стараешься не плевать, но не всегда получается. Не работаешь два-три года, потом приходишь на площадку и чувствуешь растренированность . Обязательно нужно работать. Из десятков разных зол выбирать наименьшее. Мне не часто предлагают роли. Ну вот, скажем, эпизод в сериале "Улицы разбитых фонарей" возник. Нет-нет, отказывалась я, не хочу, опять бандиты. Но опытная ассистентка режиссера уговорила прочитать роль. И я снялась. Такого отклика, как на эту работу, не было на мои главные роли в кино! Сыграла я 80-летнюю старуху с одышкой, клюкой и кошками. Говорят, получилось смешно и выразительно. Я довольна тем, что попробовала острый характер, возрастную роль. Но это эгоистический актерский подход. Дали возможность попробовать себя в новом качестве, почему бы и нет? Что делать, если нет Бергманов и Феллини , если почти не снимаются серьезные фильмы, а сплошь сериалы. Гордо сидеть и с презрением смотреть на тех, кто работает? Нельзя так. Значит, надо как-то приспосабливаться к жизни. Жить, а не наблюдать за жизнью.
О депрессии
- П оняла, что очень хороший способ борьбы с депрессией, в которую впадают многие артисты, и я в том числе, - учить наизусть стихи . Недалеко от моего дома есть потрясающее место - Елагин остров. Брала томик Гейне, Пушкина или Есенина и шла туда. Когда попадаешь во что-то необычное - вроде бы жизнь вокруг, а вроде бы мир вымысла, - испытываешь блаженное состояние. Куда-то уходят черные мысли. Я выучила там очень много стихов. Как-то на творческой встрече сказала, что это мой способ борьбы с депрессией, и одна женщина спросила: "Видимо, у вас часто бывали чёрные дни, раз вы знаете такое количество стихов?"..
- Т овстоногов увидел меня в питерском Ленкоме и пригласил к себе. Это было в традициях БДТ — Товстоногов воспитал свою «могучую кучку» и смотрел, кого можно позвать из других театров. Кто бы отказался у него работать? Например, он сорвал Николая Лаврова (сейчас он у Додина), пообещав ему роль Алексея в «Оптимистической трагедии». И что-то ему не понравилось, и он отстранил Николая от этой работы. Представляете, как после такого на актера смотрят в театре? Но Товстоногова это не волновало. Он был замечательным режиссером и очень интересным человеком. Но это был режиссер-диктатор, он 30 лет держал театр в ежовых рукавицах. И, может быть, такая, как мы считали, жестокость на самом деле и необходима, чтобы труппа не распалась, — я не знаю…
. М ой первый спектакль в БДТ, «Дачники» по Горькому, мне было трудно репетировать. К тому же это был ввод — прежде роль Варвары играла невестка Товстоногова Светлана Головина, она уехала в Москву. А после у меня была Наталья в «Тихом Доне». Репетирую и вижу рядом Лебедева, Юрского — мне аж дурно от волнения. А они так хотели мне помочь, что от этого становилось еще страшнее . ( Смеется .) И поначалу вроде всё шло хорошо — одна роль, вторая, третья… А потом у Товстоногова словно охлаждение наступило. Много воды утекло, всего не расскажешь… Понимаете, при всей своей робости я не умею ходить все время с согнутой шеей. Вроде покладистая, со всеми лажу, ни с кем не враждую. Но если что-то не так, первая "лезу в драку" — такой вот борец за справедливость. И в какой-то момент даже попала в больницу с истощением нервной системы.
В сё из-за того же — слишком активно лезла на рожон. А когда через полтора месяца вышла из больницы, узнала, что меня сняли с роли Елены Андреевны в «Дяде Ване» и ввели другую исполнительницу. А потом, когда спустя шесть лет та актриса ушла из театра (а Товстоногов уже умер), мои бывшие партнеры по спектаклю подошли ко мне: «Не хотела бы ты вернуться в „Дядю Ваню“?» Я на них даже заорала: «Нет, предатели! Хоть кто-то из вас за меня заступился, когда я в больнице валялась?» Но я не умею долго сердиться. Могу вспылить, но при этом очень отходчива. К тому же «Дядю Ваню» собирались везти на фестиваль в Киев, мне пообещали, что я сыграю всего раз, а потом спектакль снимут. Согласилась. И очень быстро ввелась, с двух репетиций. А после спектакля мы выпили коньячку в гримерке у Басилашвили, и Лебедев торжественно произнес: «Наконец-то у нас получился тот спектакль, который мы играли на премьере — то, что сделал Товстоногов». "Гады вы, гады", - подумала. Но промолчала. Кстати, потом мы еще играли «Дядю Ваню» лет семь. ( Смеется .)
В от вам Большой драматический театр — такая мясорубка ! И вместе с тем это потрясающий театр . И опять же — вся наша жизнь разве не мясорубка. Нужно иметь большое терпение, чтобы не ожесточаться. И, видимо, многочисленные тёрки в БДТ мне как раз и были даны, чтобы я научилась терпеть .
Т елефильм посвящен поэтессе Ольге Берггольц . Её голос был символом сражающегося Ленинграда, а её стихи помогали ленинградцам выжить в промёрзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Люди слушали обращения поэтессы из черных тарелок-репродукторов и укреплялись в вере дожить до Победы . Актриса Лариса Малеванная читает стихи поэтессы, за кадром звучит голос Ольги Берггольц.
"Лика" . Героиня телеспектакля, Лика, уходит от мужа. К ней приезжает старшая сестра Нина в надежде спасти распадающуюся семью. В споре сестер проявляются две несовместимые позиции: бескомпромиссное требование Лики полного семейного счастья, основанного на взаимной любви, и готовность Нины поступиться многим во имя сохранения семьи. В результате Нина вынуждена признать правоту сестры. Год производства: 1978.
Читайте также: