Кто написал гимн ссср автор стихов и композитор
Обновлено: 22.11.2024
Когда-то эти слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана, наложенные на музыку А. В. Александрова узнавал весь мир. Это был символ огромной и сильной страны, на протяжении 70 лет оказывавшей ключевое влияние на все общемировые процессы. Но таким гимн Союза Советских Социалистических Республик был не всегда.
Первые 25 лет существования советского государства прошли под звуки французской песни Э. Потье и П. Дегейтера "Интернационал"
Интернационал (перевод А.Коца)
В апреле 1918 года на третьем заседании ВЦИК Совета рабочих и крестьянских депутатов, когда решался вопрос о создании национального флага, речь о гимне не шла вообще. Равно как и в Конституции РСФСР, принятой в том же году, говорилось о флаге, гербе, но не говорилось о гимне.
5 декабря 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов Союза ССР была принята Конституция СССР, так же прозванная "Сталинской". И на ней. снова ни слова о гимне.
Александра Васильевича Александров [1 (13) апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния, Российская империя — 8 июля 1946, Берлин, Германия)]
Я наверное, уже достал пикабушников столь длинной предысторией, за что прошу прощения. Но если кто-то до этого момента дочитал, то вот вам, мои терпеливые друзья, награда: поговорим же непосредственно о создании гимна СССР (который, вы не поверите, но тоже был прозван "сталинским")
"Товарищу Сталину И.В.
Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза. К работе над текстом гимна были привлечены лучшие наши поэты. После длительной работы сдали тексты гимна 19 авторов (27 текстов): Лебедев-Кумач, Гусев, М.Голодный, Н.Тихонов, Исаковский, С.Васильев, Антокольский, Рыльский, П.Тычина, Самед Вургун, Колычев, Долматовский, Френкель, Катаев и другие.
Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек: А.Александров – 3 варианта (на слова Лебедева-Кумача), И.Дзержинский, Соловьев-Седой, Т.Хренников (на слова Гусева), Белый (на слова Френкеля), Кручинин (на слова М.Голодного), Чернецкий (на слова Лебедева-Кумача) и Блантер (на слова Долматовского). Над музыкой гимна также работали композиторы: Шапорин, Шостакович, Мурадели, Юровский, но никто из них пока с этой задачей не справился."
Секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков и Председатель Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР М.Б. Храпченко предполагали ограничиться небольшим, избранным числом поэтов и композиторов, которые должны были работать над созданием гимна. В докладной записке А.С. Щербакова на имя И.В. Сталина приводятся следующие имена создателей текстов: В. Гусев, Н. Тихонов, Е. Долматовский, Шилов, В. Лебедев-Кумач, О. Колычев, М. Голодный. Эти же имена повторяются 11 июня 1943 года в записке А.С. Щербакова Л.П. Берии.
Однако 12 июня 1943 г. Комитет по делам искусств при СНК СССР сигнализирует А.С. Щербакову:
Как говорилось выше, уже были песни, столь популярные, что стали гимном. Так зачем же было придумывать что-то новое? Почему нельзя использовать тот же Интернационал и дальше, но уже официально? 18 июня 1943 года на совещанию по созданию гимна на этот вопрос прекрасно ответил К.Е. Ворошилов:
Требования к новому гимну предъявляли высокие: ". От гимна требуется больше, слова его должны жить минимум десятилетия, а может и даже наверняка и сотни лет. Музыка должна быть доходчивой, выразительной. Народ будет петь его в радостях и в горестях. Гимн должен войти в кровь народа. " (А.С. Щербаков). В качестве альтернативы было использование музыки А.В. Александрова к "Гимну партии большевиков" вкупе с новыми словами, но, со слов того же А.С. Щербакова: ". это будет большим поражением и поэтов и композиторов."
Причем, партия в гимне упоминаться не должна была принципиально, ибо гимн является всенародным, национально-беспартийным. Но в то же время, поэтам надо было отразить базовые понятия советской государственности: СССР как Союз республик, руководящая роль ВКП(б), величие вождей, цель – победа коммунизма, неминуемый разгром врага. И все это не выходя за пределы четырёх куплетов! Я не поэт, но как по мне, задача сравнима с постройкой Мачу-Пикчу где-нибудь в тундре голыми руками. И ведь построили.
Согласно дневнику Л.М. Китаева, в правительственном конкурсе участвовал 41 поэт. Немного больше было композиторов: 170 человек, которые написали 223 варианта музыки. В.М. Молотов указывает несколько иные цифры: 40 и 162 соответственно. Однако уже в августе-сентябре того же года число участников значительно возросло. В итоге была издана типографским способо книга "Варианты текстов ГИМНА Союза Советских Социалистических республик", состоящая из 96 текстов и разосланная для ознакомления всем членам Политбюро ЦК ВКП(б).
Прослушивание музыки шло в Бетховенском зале Большого театра. Вид нотных текстов, предложенных композиторами на конкурс, демонстрирует тот факт, что организаторы не ставили перед авторами вопрос исполнительских предпочтений. Авральный характер и спешка в проведении состязания привели к тому, что каждый из композиторов был волен в составе и выборе исполнителей. Одни рукописи представляют варианты для сольного звучания голоса (мужского или женского) с фортепиано. Другие выполнены в виде хоровых партитур с сопровождением фортепиано или без него. Гимны так и звучали: голосом под рояль, вокальным дуэтом, мужским или смешанным ансамблем или хором a cappella. Некоторые композиторы сами исполняли свои произведения, например, И.Дзержинский, Д.Васильев-Буглай. На каждый музыкальный вариант гимна отводилось по 30 минут. Гимны звучали примерно по 3 минуты. Остальное время предназначалось для обсуждения, иногда повторного исполнения, а также прихода-ухода исполнителей. Понятно, что при запланированных 30 минутах, положенных на каждый гимн, комиссия просто осталась бы жить в Бетховенском зале. Конечно, временная сетка варьировалась в сторону сокращения времени, полагавшегося на каждого конкурсанта. Оценивались претенденты жестко, по 12-балльной шкале:
"Список композиторов, представивших варианты музыки
Народного Гимна СССР, получивших предварительную оценку
по 12-бальной системе 5 и выше
№ Фамилия композитора Слова поэта
1. Александров А.В. Лебедева-Кумача 7
2. Александров В.А. Колычева 5
3. Анпилогов Асеева 5
4. Белый Асеева 5
5. Грачев Асеева 5
6. Захаров Исаковского 5
7. Зельцер Голодного 5
8. Кручинин Голодного 5
9. Лалинов Шульмана 5
10. Мурадели Шульмана 5
11. Хренников Гусева 5
12. Чемберджи Голодного 5
13. Шварц Голодного 5
14. Шостакович Михалкова 7"
Как видите, даже сам Александров получил лишь 7 баллов. Но это был лишь первый этап. Благодаря такой оценке, прошедшие конкурс композиторы более хорошо понимали каким должен быть гимн. Первый этап конкурса завершился в конце сентября одобрением в качестве обязательного варианта текста С.Михалкова и Г.Эль-Регистана.
Первое заседание ПолитБюро по тексту прошло 25 сентября, утверждено оно было 25 октября, а через три дня к вопросу текста вернулись снова, чтобы добавить третий куплет и повтор двух последних строчек припева.
28 октября, в день принятия второго варианта текста С.Михалкова и Г.Эль-Регистана в Бетховенском зале Большого театра состоялось очередное прослушивание 25 новых гимнов. Комиссия выделила гимны Шостаковича (8 баллов) в исполнении А.Иванова и Г.Большакова, Прокофьева (здесь мнения разделились между 5 и 6 баллами) в исполнении А.Иванова. Он же пел и вариант Хачатуряна, получившего оценку между 7 и 6 баллами. В 8 баллов, как и Шостакович, был оценен вариант А.В. Александрова (солисты Краснознаменного ансамбля). Все остальные конкурсанты получили 4 балла и ниже.
На прослушивании 2 ноября варианты В.Оранского – А.Свешникова (Государственный хор Русской песни) и О.Тактакишвили (Т. Янко) оценены в 5 баллов. Гимну М.Бражникова (Г.Тиц) комиссия дружно выставила 1 балл. 8 ноября в лидеры дня выбились А.Баланчивадзе (5 баллов, гимн исполнила В.Николаева), И.Туския (6 баллов, Т.Янко), М.Иванов-Сокольский (6 баллов, А.Выспрева) и Ш.Палиашвили (5 баллов, В.Николаева).
21 декабря "Ленинградская правда" опубликовала текст гимна, а 3 января - ноты. Разумеется, на этом работа над гимном была не окончена. Еще предстояла, к примеру, работа по переводу на национальные языки народов СССР, которая была окончена к середине марта 1944 года. ВО время всей кампании активно поддерживалось ощущения массовости происходящего. Ведь над гимном трудились поэты и композиторы всех национальностей, нередко работая в паре (Г. Эль-Регистан и С. Михалков, Д. Шостакович и А. Хачатурян). По окончании перевода на национальные языки, кремлевской типографией была отпечатана соответствующая брошюра со всеми переводами. Параллельно проводился перевод на национальные языки народов мира.
"9 марта 1944 года
О переводе Гимна Советского Союза на иностранные языки.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Одобрить представленные комиссией в составе т.т. Потемкина, Литвинова, Мануильского и Майского перевод Гимна Советского Союза на английский, французский, болгарский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, персидский, румынский, сербский, словенский, турецкий и чешский языки.
2. Предложить Комиссии (п. 1-й) подготовить и представить на рассмотрение ЦК ВКП(б) перевод Гимна Советского Союза на польский, словацкий, венгерский и, по возможности, на другие иностранные языки.
3. Поручить т.т. Александрову (ЦК ВКП(б)) и Вышинскому организовать издание текста и нот Гимна Советского Союза на иностранных языках."
Разумеется, все участники кампании получили финансовое вознаграждение: авторы гимна С.В. Михалков, Г. Эль-Регистан и А.В. Александров получили по 100 000 руб., что соответствовало размеру Сталинской премии 1 степени.
Это была огромная государственная кампания, продолжавшаяся в активном ее проведении – больше года. Поражает масштабность мероприятия, в котором были задействованы лучшие творческие силы страны. Впечатляет слаженность работы партийно-государственного механизма, быстрота принятия и выполнения решений. Страна без сомнений получила достойный, полный величия музыкальный символ. Символ, жизненность которого оказалась проверена временем. Однако в этом уникальном творческом соревновании были и другие лидеры, было немало стихов и музыки, достойных того, чтобы зазвучать гимнически от имени СССР. Страна обладала мощным творческим потенциалом, который не имело тогда ни одно государство мира. История создания гимна СССР – это значительная и яркая страница в летописи приближения великой Победы.
Читайте также: