Кто из нас не писал стихов в пору первой любви
Обновлено: 22.11.2024
Вешать нос - приходить в уныние, сильно огорчаться, расстраиваться.
Совать нос в чужие дела - вмешиваться не в своё дело
Остаться с носом — потерпеть неудачу, оказаться одураченным.
Мозолить глаза - надоедать постоянным присутствием.
Открывать глаза - помогать кому-либо правильно понять истинный смысл чего-либо
Пускать пыль в глаза - быть или казаться не тем, кто ты есть на самом деле, создать ложное, приукрашенное, преувеличенное о себе впечатление
С глазу на глаз – наедине, без свидетелей.
Зуб на зуб не попадает — о дрожи от сильного холода, страха и т. п.
Ни в зуб ногой - совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь
Скалить зубы — улыбаться, смеяться.
Иметь зуб - испытывать неприязнь
Упражнение 102
Точить лясы, ничтоже сумняшеся, бить баклуши, притча во языцех, и вся недолга, как на горячих угольях, несть числа, глас вопиющего в пустыне, как зеницу ока, с младых ногтей, в оны дни,.
Почить в бозе, аршин проглотить, препоясывать свои чресла, паче чаяния, денно и нощно
Упражнение 103
1. Перемывать грязное бельё на людях — это то же самое, что и выносить сор из избы. 2. Он знал всю его подноготную. 3. Давайте скажем всё как на духе, так как здесь собрался ограниченных людей. 4. Этот аргумент стал последней каплей, которая переполнила чашу терпения. 5. Душа наполнялась гордостью матери, когда она думала об успехах сына. 6. Человечество идёт в ногу со временем. 7. Получив наследство, Онегин стал жить на широкую ногу. 8. Истинное намерение, стоящее за этим поступком, было шито белыми нитками. 9. Они выполнили задание так, что комар носа не подточит. 10. Корабль царя Салтана несся на всех парусах. 11. Он молчал как рыба в воде. 12. Коняга работал в поте лица.
Упражнение 104
В двойной жизни фразеологизма очень трудно разобраться малышу. Он «практик» слова, и все понимает буквально. Услышит он, что сосед в мутной воде рыбу ловит, — и тотчас представляет себе взбаламученную сапогами заводь и соседа, руками извлекающего из воды рыбку за рыбкой. А другой малыш спрячет от старухи гостьи своего любимого пса — ведь родители говорили, что она на каких-то делах собаку съела. Всё очень просто. Детскому сознанию свойственна непосредственность восприятия. Это еще та «святая простота», принимающая все выражения буквально.
Тут всё дело в том, говорит К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», что мы, взрослые, если так можно выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, «предметами конкретного мира». Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Поэтому они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор.
Спрашивает, например, одна женщина у своей Наташи, четырёх лет:
— Не скажешь ли ты мне, как понять, когда говорят, что один человек хочет другого утопить в ложке воды?
— Что ты! В какой ложке? Что это? Скажи ещё раз.
— Этого не может быть! — возражает Наташа. — Никогда не может быть!
И тут же демонстрирует фактическую невозможность такого поступка: схватывает ложку и быстро кладёт её на пол. — Смотри, вот я!
Становится на ложку.
— Ну, топи меня. Человек не поместится. ведь сверху будет. Ну вот, смотри. нога больше ложки. И выражает презрение к подобным оборотам «взрослой» жизни, искажающим реальную действительность.
(Э.А. Вартанъян. «Путешествие в слово»)
Упражнение 105
Источники крылаты х слов русского языка
«Горе от ума» А. С. Грибоедова
Произведения А. С. Пушкина
Яблоко раздора; любви все возрасты покорны; всякой твари по паре; служить бы рад, прислуживаться тошно; прокрустово ложе; око за око; перековать мечи на орала; не зарастет народная тропа; нектар и амброзия; песнь песней; танталовы муки; лёд и пламень; с чувством, с толком, с расстановкой; сизифов труд; герой не моего романа; избиение младенцев; свежо предание, а верится с трудом; между Сциллой и Харибдой; злые языки страшнее пистолета; остаться у разбитого корыта; подписано, так с плеч долой; аредовы веки; мидасовы уши; гений и злодейство — две вещи несовместные; камень преткновения; шумим, братец, шумим; запретный плод; мы вольные птицы; ариаднина нить; окно в Европу; дамоклов меч; с учёным видом знатока; авгиевы конюшни; вавилонское столпотворение; дистанции огромного размера; манна небесная.
Упражнение 106
В словах каких частей речи написание не и ни связано с явлением ударения (и как именно)?
В отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения — ни: никто — некто, ничто — нечто, никогда — некогда; ни у кого — не у кого, ни с чего — не с чего.
Как написание не и ни связано с утвердительностью или отрицательностью высказывания?
НИ — частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.
Как написание не и ни связано с уступительными отношениями?
В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж) пишется отрицательная частица не, а в придаточных предложениях (с уступительном оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица ни.
Как написание не и ни связано с явлением устойчивых выражений?
Упражнение 107
Составьте предложения, употребив в их составе следующие сочетания.
Он пришёл не один, а с другом.
Ни один человек не пошёл с ним.
Мама не раз говорила мне, что ложь рано или поздно всплывет наружу.
Ни разу я не усомнился в правильности своего поступка.
Нам с тобой не о чем разговаривать.
Данная информация мне ни о чем не говорит.
Нимало меня это не заботит.
Немало сказок и легенд услышал я от деда.
Это был не кто иной, как мой школьный товарищ.
Никто иной этого сделать не мог.
Ни с места! Если тронетесь, Разбойники! грабители! На месте уложу!
Район сосредоточения выбирался удалённый, чтобы дать возможность отведённым частям отдохнуть и пополниться, чтобы можно было ударить не с места, а с движением вперёд.
Не к лицу нам унывать.
Если порошок попал на руки, не стоит прикасаться ни к лицу, ни к волосам, ни к одежду.
Мир умер, как бы он не был юн.
Как бы он ни был, он уничтожил шанс что я когда-нибудь вернусь.
Я просто не мог не сказать им.
В комнате повисла тишина, но Гарри ни мог не сказать ей кое-чего очень важного, что она должна была обязательно знать
Упражнение 108
Объясните выбор частицы не или ни в предложениях
Упражнение 109
Объясните написание пропущенных букв и написания в скрбках.
1. Вернадский тут ни при чем, это не потому, что автор – его сын, а потому, что там рассматривается развитие Российского государства с IX века как наследника степных империй. (Д .А . Гранин). 2. И так как невозможно было скрывать от неё что бы то ни было, он тут же в передней, хмурясь и глядя на неё, сказал. (В. С. Гроссман). 3. Рахиль стояла как стена: ни в какую Швейцарию она не поедет, ей и здесь хорошо, а уж про лютеранство и говорить нечего, тем более она в бога (н..)верила. (А .Н . Рыбаков). 4. И никогда, признаться, не завидовала тем, которые такими излишками обладали. От рождения она была вобла степенная, не в свое дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадежных компаний удалялась. Еще где, бывало, заслышит, что пискари об конституциях болтают, — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же и за всем тем не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг. «Мудреное нынче время! — думала она, — такое мудреное, что и невинный за виноватого как раз сойдет! (М .Е . СалтыковЩедрин).
Упражнение 110
В справочную службу сайта «культура письменной речи» в разное время поступили следующие вопросы. Дайте на них развёрнутый письменный ответ.
Какую частицу («не» или «ни») следует использовать во фразе «Получив доступ к интересным услугам, абоненты всегда выигрывают, где бы они в этот момент ни / не находились»? – спрашивает Валерий К. И, развивая свой вопрос, рассуждает: – Во фразе подразумевается «вне зависимости от местоположения», то есть повсюду.
Частица в этом примере относится не к сказуемому, а к относительному слову, поэтому надо говорить: «Получив доступ к интересным услугам, абоненты всегда выигрывают, где бы они в этот момент ни находились». И еще: пытайтесь определить по смыслу фразы, что у вас получилось. Вы ведь не отрицаете нахождение клиентов где‑либо, поэтому и отрицательной частицы здесь быть не может.
Как правильно писать: ни при чём или не при чём (мы сейчас говорим о другом, а это здесь совершенно ни при чём)
В русском языке слово «ни при чем» пишется в три слова с частицей «ни» – ни при чем.
Чего они только не придумывают или ни придумывают?
Зависит от контекста. Если употребляется в вопросительном или восклицательном предложении, то НЕ (Чего он только не придумает!) . Если употребляется в придаточном предложении с уступительным оттенком значения для утвердительного усиления, то НИ (Куда он только ни ходил, чего он только ни придумывал, всё было напрасно).
Как правильно написать — это было не чем иным, как. , ни чем иным, как. или ничем иным, как. И какое правило регламентирует правописание в этом случае?
Правильно: (что-то является) не чем иным, как. Например: Кража является не чем иным, как преступлением. Но: Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение (местоименное сочетание ничто иное употребляется в отрицательном предложении и усиливает отрицание).
В известном шлягере поётся: Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил. Или всё-таки ни пророчил?
Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.
Читайте также: