Кто был первым и строгим ценителем стихов агнии барто
Обновлено: 04.11.2024
Есть книжки, которые любят все ребята. Среди них – стихи Агнии Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, какие стихи он знает, и непременно услышите имя поэтессы Агнии Барто. Её стихи весёлые, добрые, интересные и понятные всем детям, потому что она знает о детях всё: все их проказы, маленькие хитрости и умеет об этом весело и необидно рассказать. Книги Агнии Львовны известны не только в нашей стране, они переведены на многие языки мира. В разных странах выпущено почти 600 изданий книг писательницы, они могли бы составить целую библиотеку.
Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года в Москве. Самое начало двадцатого века… Её отец, Лев Николаевич Волов, был врачом – ветеринаром, увлекался литературой, именно он привил дочери любовь к классике, к великим русским писателям и поэтам. Сочинять стихи Агния стала рано, в гимназии. Первым и строгим ценителем этих стихов был, конечно, отец. У Агнии было ещё одно увлечение – музыка и балет. Она мечтала стать танцовщицей, окончила московское хореографическое училище, но балериной так и не стала. Её к тому времени уже всерьёз увлекла литература.
В 1925 году девятнадцатилетней девушкой она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, бегло просмотрев её стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так и появился новый детский поэт. Агнию Барто (это фамилия её мужа – Павла Барто) как-то сразу заметили. Её книги, начиная с самой первой – «Китайчонок Ван Ли», всегда находили своих читателей. Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду. И её хватало на всё – на стихи, на переводы, на пьесы, на сценарии фильмов, на бесконечные встречи со своими читателями в школах, детских садах, интернатах и библиотеках.
1930-е годы были периодом расцвета дарования поэтессы. В 1936 году был издан знаменитый цикл «Игрушки» - пожалуй, самое известное произведение А. Барто. Известно, что Юрий Гагарин при встрече подарил писательнице свою фотографию, на которой написал: «Уронили мишку на пол… Юрий Гагарин».
Частые выступления на писательских съездах, разных конференциях, многочисленные поездки за рубеж (среди которых - почти легендарная - в пылающую Испанию 1937 года), её популярность росла стремительно. Причем не только у нас. Один из примеров её известности особенно впечатляет. В гитлеровской Германии, когда фашисты сжигали книги неугодных им авторов, в одном из костров вместе с томами Гейне и Шиллера горела и тоненькая книжка А. Барто «Братишки».
Ярче всего талант поэта проявился в весёлых стихах. Агния Барто понимала, что смех - самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно небольшого. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. А потому весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых забыть хотя бы на время свою хвалебную серьезность. Да и как не улыбнуться, например, читая исповедь великого страдальца, который ради покупки снегиря готов претерпеть любые, даже самые невыносимые мучения: До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком.
И скорей иду в сторонку,
Будто с ней я не знаком…
Или слушая Лиду, про которую этот невыносимый Вовка распускает слухи, что она болтушка. Хотя болтать-то ей когда? Болтать-то ей некогда. Или встретив непреклонного Лёшеньку, которого никто не может уговорить сделать одолжение – выучить наконец-то таблицу умножения.
Смешно – и смеешься, частенько не замечая, что смеёшься-то над собой. Таково свойство колючих строчек Агнии Барто, которая, даже подшучивая над своими героями, их любит и понимает. Точно так же, как она любила и понимала своих читателей. И те платили ей своей взаимностью. Ведь редко встретишь у нас человека, который с колыбели не помнил бы и не любил такие простые и родные строчки:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу
Потому что он хороший.
В годы войны А.Л. Барто была корреспондентом «Комсомольской правды», она много выступала по радио и перед солдатами на фронте. Находясь в эвакуации в Свердловске, писательница часто выступала на заводах. Её поразили рабочие-подростки, работавшие в цехах для фронта, для победы. Агнии Львовне захотелось написать об этих мужественных ребятах, заменивших у станков своих отцов, и просто о детях войны. Так появились стихотворения «В дни войны», «Решил я стать учеником», «Новичок», «Мой ученик» и другие произведения.
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
В первые послевоенные, ещё полные страшной памяти войны годы А. Барто пишет поэму «Звенигород», посвященную детям, которых осиротила война. Дом в Звенигороде стал родным для этих обездоленных ребят. Этой книге была суждена удивительная судьба. Многие матери, потерявшие во время войны детей, стали присылать письма с просьбой помочь найти их детей. В течение девяти лет 13 число каждого месяца было особенным для писательницы, в этот день она подходила к микрофону на радио, чтобы рассказать по «Маяку» миллионам людей, что еще одна мать нашла своего ребенка. Об этих поисках позднее А. Барто написала книгу «Найти человека».
В конце 1970-х годов появилось необычное издание, подготовленное Агнией Львовной. Книга называлась «Переводы с детского» и представляла собой переложение стихов детей разных стран. Иллюстрирована эта книга была рисунками самих детей.
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям А. Барто. Ещё в 1939 году с актрисой Риной Зелёной был написан сценарий кинофильма «Подкидыш». Эта картина пользовалась большой популярностью.
После войны по сценариям А. Барто были поставлены фильмы: «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Десять тысяч мальчиков», «Чёрный котёнок».
Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», «Лёшенька, Лёшенька», «Песенка про Петю», «Вежливый вальс», «На каникулах», «Болтунья», «Песня о дружбе» и многие другие.
Агния Львовна Барто – золотой век русской детской поэзии, настоящее чудо. Её книгам предстоит жить и в будущих поколениях. Потому что поэзия А. Барто учит доброте, милосердию, состраданию, любви и дружбе. Это главное.
Читайте также: