Котюшев иван григорьевич стихи

Обновлено: 22.11.2024

1.Роль поэзии в патриотическом воспитании школьников.

2. Анализ произведений хакасских поэтов о Великой Отечественной войне.

IV .Список литературы.

Обоснованность выбора темы и ее актуальность

9 мая 2020 года наша страна отметит 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. О войне я знаю из уроков, книг, фильмов. Я принимала участие в конкурсах стихов о войне. На конкурсе, посвященному 70-летию Союза писателей Хакасии, я прочла стихотворение Михаила Кильчичакова «Клятва». Оно мне очень понравилось, тогда я решила узнать, какие еще произведения хакасских поэтов написаны о Великой Отечественной войне. Проблема исследования заключается в том, что события того времени отдаляются от нас. В нашем городе уже мало участников войны, но мы должны помнить о них, об этом тяжелом времени. Выбранную тему я считаю актуальной, так как в век информационных технологий мы, школьники, мало читаем. Творчество поэтов направлено на то, чтобы не дать угаснуть памяти. Памяти о людях, отдавших свои жизни за нас, людях, так и не вернувшихся домой. Мы не имеем права об этом забыть!

Цель исследования : проанализировать стихотворения хакасских поэтов о Великой Отечественной войне.

изучить литературу по данной теме;

показать нравственные идеалы поэзии, используя сведения из биографии хакасских поэтов;

показать значимость поэзии для современного читателя.

Объект исследования: стихотворения поэтов Хакасии о Великой Отечественной войне .

Предположила, что благодаря работе, удастся повысить интерес у школьников к военной теме и роли поэзии в патриотическом воспитании школьников. Знакомство учащихся с творчеством наших поэтов - земляков повлияет на развитие духовных ценностей учащихся.

Методы исследования:

изучение литературы на данную тему;

II Основная часть

1.Роль поэзии в патриотическом воспитании школьников

Поработав с различными статьями, публикациями, я поняла, что поэзия о Великой Отечественной войне –наша гордость и боль, в стихотворениях не только уроки прошлого, но и урок на будущее. С началом войны многие ушли добровольцами на фронт. Среди них наши земляки - М. Е. Кильчичаков, И. М. Костяков, И. Г. Котюшев, Н. Г. Доможаков, и другие. Не все они принимали участие в боевых действиях, но каждый из них внес вклад в Победу. Ненависть к фашизму, подвиги наших земляков на фронте, жизнь и труд в тылу проявилось в произведениях поэтов Хакасии. Художественное поэтическое слово имеет удивительную способность влиять на человека. Рассказать о войне – это воспеть героев, воссоздать наиболее значительные битвы. Стихи о войне говорят нам, о том, что война – это зло, жестокость, смерть. Но еще они нам показывают характер человека, его душевную щедрость, скромность, стойкость, воспитывают в нас любовь к своей родине, своему народу.

2.Анализ произведений хакасских поэтов о Великой Отечественной войне

Каждому живущему в Хакасии известно имя поэта, ученого, педагога Николая Георгиевича Доможакова. Первые его стихи появились в печати в 1935 году. С началом войны, Николай Георгиевич записался добровольцем на фронт. Получив отказ из-за плохого зрения, он устроился в пожарную команду и работал там до прибытия института из эвакуации.

В 1940-е годы тема Великой Отечественной войны преобладает в его творчестве. 27 июля 1941 года в газете «Хызыл аал» было опубликовано стихотворение «Отечественная война».

Слушай мой голос, хакасский народ,

Голос взволнованный мой,

Силы мне дай от великих щедрот,

Смертный чтоб выдержал бой.

В октябре 1941 года автором было написано стихотворение «Москва». Для поэта далекой окраины и его народа Москва стала символом стойкости, мужества, уверенности в победе. О кровной близости русского и хакаса в борьбе с фашизмом рассказывает поэт в небольшой лирической поэме «Сестра» (1942), в более поздних изданиях названной «Галина». Она стала гимном дружбы народов в годы суровых испытаний.

В стихотворении «Хакасские парни» Н. Доможаков прославляет сынов хакасского народа Райкова, Чаркова, сражающихся на суше и в небе.
Писатель, ученый, педагог Н.Г. Доможаков внес большой вклад в развитие хакасской национальной культуры, за что и был награжден орденом Трудового КрасногоЗнамени.

Во время войны появляются стихи «Знамя мира», «Миру мир», «Грозный глас».

Автор понимал, что подвиги солдат вдохновляющее действуют на тружеников тыла, мобилизуют их на трудовые подвиги во имя Победы.

С тобой мать-чон! В суровые вьюжные дни,
Прижав к груди, согреет.
Будешь голоден – вовремя
Сытно тебя накормит…

За золотую прекрасную Родину
Вставай неприступной скалой!
Алчного врага стальным мечом
Разобьем наголову…

Будущий поэт и драматург Михаила Еремеевич Кильчичаков рос в атмосфере творчества, мать Елизавета Васильевна была прекрасной вышивальщицей, а отец - Еремей Андреевич известным мастером народных ремесел. Подвижный, живой, любознательный Михаил участвовал во всех представлениях, организуемых учителем школы М. Аршановым. В феврале 1936 года 16-летний Михаил Кильчичаков с котомкой за плечами пешком отправился в Абакан, чтобы держать экзамен на поступление в театр. Принимавшие экзамены увидели в нем талантливого человека.

А потом началась Великая Отечественная война. С июля 1941 по октябрь 1942 года М. Е. Кильчичаков на фронте в составе 634 стрелкового полка 119 стрелковой дивизии. В октябре 1942 года после тяжелого ранения (ампутация руки) Михаил Еремеевич был демобилизован из армии и возвратился в Абакан.

Тема войны проходит красной нитью через все творчество Михаила Еремеевича. Он рассказывает о солдатской дружбе, скрепленной огнем и кровью в стихотворениях «Клятва», «Дуб», «Сосна» «Орел» и др.

Я вижу снова вихри непогод.
Земля изрыта язвами воронок.
Исходит кровью сорок первый год,
Как раненый волками жеребенок.
Я был тогда безусым…
Но успел я
Сквозь дым атак пройти уже не раз;
Когда под Ржевом смерть в глаза смотрела,
Случайный дуб меня от смерти спас.
Широкой грудью принял он гранату,
Врагами предназначенную мне.
Война звала…
И я ушел,
В огне
Обняв калеку, как солдата.
И я сказал:
– Я все снесу в борьбе,
Но о тебе вовек не позабуду.
Когда-нибудь я людям о тебе
Слагать стихи в своем улусе буду…
И с берегов степного Абакана
Я возвращусь узнать каков ты стал,
Цветешь ли вновь, болит ли твоя рана?-
И нынче летом клятву я сдержал.
И вот стоим мы в дальней стороне.
Вновь старый дуб чего-то шепчет мне.
И вот стоим мы рядом – два калеки…
Она в огне сдружила
И навеки
Нам руки покалечила она…
Что ж, боль проходит, раны заживают,
Но не забыть былого, не простить!
И если буря дерево ломает,
То остаются корни чтобы жить.
А где гуляли пули да метели,
Растут теперь зеленые дубки…
Я вижу сына в детской колыбели
И помню боль простреленной руки…
Нет, не хотим мы , чтобы наши дети
Шли вновь скозь кровь, и пламя, и металл.
Нет, не допустим мы, чтоб нивы эти,
Края мои чужой солдат топтал!

В одном из своих последних стихотворений «Разговор с сердцем» поэт обеспокоено размышляет о том, как достойно завершить жизнь. В поисках выразительных средств поэт обращается к монологу — лирической беседе с самим собой, споря с усталостью, старостью, неверием. В стихотворении Михаила Кильчичакова это задушевная, немного грустная беседа с сердцем:

Все, сердце, я знаю,

Коль можешь, прости,

Тебя не берег — ошибался.

Есть в жизни пороги

На долгом пути,

Я часто о них спотыкался.

Это не просто раздумье, ежеминутное путешествие в прошлое, в страну детства, молодости и обратно. В беседе с самим собой выражена суть беспокойного времени, в которое довелось жить поэту.

Проанализировав литературу по теме исследовательской работы, я решила узнать, знакомы ли ученики нашего класса со стихотворениями о войне. Для этого я подготовила анкету и попросила ответить на ее вопросы учащихся. В анкетировании приняли 26 третьеклассников.

1. Назовите фамилии хакасских поэтов, с творчеством которых вы знакомы?
2. Назовите стихотворения хакасских поэтов, посвящённые Великой Отечественной войне.
3. Знаете ли вы наизусть стихотворения хакасских поэтов, посвящённых Великой Отечественной войне?

В результате анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. 22 ученика назвали фамилии хакасских поэтов.
2. 14 учеников вспомнили стихотворения хакасских поэтов, посвящённые Великой Отечественной войне.
3. 2 ученика знают наизусть стихотворения, посвящённых Великой Отечественной войне.

Вывод: многие ученики знают наших поэтов земляков, так как мы коллективно ходим на библиотечные уроки, проводим классные часы, но не все знают стихи, не все их читают, поэтому я составила список стихотворений и посоветовала прочитать нашим ребятам. (Приложение)

III. Заключение

Своим метким пером поэты не дают угаснуть памяти о людях, отдавших свои жизни за нас, о людях, так и не вернувшихся домой. Поэты писали о тяготах войны, о сражениях, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, о жизни на войне. Поэзия была необходима на фронте и в тылу, необходима и сейчас, ведь она обращается к душе каждого человека, учит нас любить свою Родину.

Мне понравились строчки из стихотворения «Клятва» М. Кильчичакова.

Что ж, боль проходит, раны заживают,
Но не забыть былого, не простить!
И если буря дерево ломает,
То остаются корни чтобы жить.

Сколько бы ни прошло времени, мы, молодое поколение, будем жить и помнить!

Читайте также: