Коста хетагуров владикавказ стих
Обновлено: 22.11.2024
В стихотворении «Многоточия» влюбленный юноша довольно подробно описывает дом, где жила Анна Попова и у которого он проводил многие часы.
Высокий барский дом. подъезд с гербом старинным.
Узорчатый балкон. стеклянный мезонин.
Закрытый экипаж. ямщик с пером павлиным
И с медною трубой кондуктор-осетин.
Швейцар с подушками. лакей с дорожной кладью.
Уложена постель. увязан чемодан.
Шкатулка с письмами. с заветною тетрадью.
Вуаль пунцовая и стройный гибкий стан-
Толпа друзей, родных. улыбки. пожеланья.
Формальный поцелуй. платок для мелких слез.
Последнее "прощай", воздушные лобзанья.
Протяжный звук трубы. неровный шум колес.
Густая пыль столбом. и понеслась карета.
Завод. чугунный мост. базар….застава. степь.
Безумная. Постой! Не покидай поэта.
Не разрывай надежд и грез заветных цепь.
Не разрозняй аккорд могучий песнопенья,
Не разрушай алтарь и жертвенник святой
Чистилища души и храма вдохновенья, -
Вернись, несчастная. Безумная, постой.
Особняком, который находился двумя домами ниже здания Армянской церкви, описанным в этом стихотворении, и сейчас можно полюбоваться.
Напротив дома Поповых на поляне, за бульваром, стоял огромный валун, на котором Коста любил сидеть, рисовать.
Анна Попова
После своего первого возвращения из Петербурга во Владикавказ Коста как-то, проходя по Александровскому проспекту, увидел девушку, которая произвела на него большое впечатление; ему удалось узнать, что живет она рядом с Армянской церковью. Поэт подолгу проводил время напротив этого дома, на бульваре. Коста удалось познакомиться и подружиться не только с Анной Яковлевной Поповой, которой оказалась прекрасная незнакомка, но и со всей семьей Поповых, людьми передовых взглядов из купеческого сословия. Поэт испытывал чистое и нежное чувство к А.Я. Поповой и сделал ей предложение. Она не ответила ему взаимностью, хотя знала, что у них было много «общего, хорошего, незабвенного». Правда, в конце своей жизни она призналась: «В знак нашей дружбы я никому не дала слова, ни с кем не связывала свою жизнь и осталась с одинокой и скорбной душой».
Еще в 1888 г. Коста адресовал Анне Яковлевне следующие строки:
Скрывать, молчать, страдать безмолвно
Нет сил, терпенья больше нет, -
Как знать, - обижу ли вас кровно,
Найду ль сочувствье и ответ?
Но все, что так терзает душу,
На части разрывает грудь, -
Давно уж просится наружу,
Давно уж пробивает путь…
Позже Коста написал маслом портрет А.Я. Поповой, большеглазой красивой девушки, с печатью грустной задумчивости на лице.
В картине «Скорбящий ангел» Коста писал лицо ангела с Анны Яковлевны. И здесь уже черты ее лица приняли то страстно молитвенное выражение, каким оно, очевидно, виделось Коста-художнику. С этим домом связано еще одно произведение Коста – Посвящение к кавказской повести «Фатима»:
Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,
На руках из мишурного света
Я унес бы далеко, далеко тебя
И любил бы любовью поэта…
Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки ее безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно…
Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы…
Из воспоминаний Анны Поповой: «В 1887 г. 5-го мая Коста подбросил в окно акростих «Ах, с каким безграничным восторгом, дитя. » // Коста в жизни / сост. Р.К. Тедеты (Скифирон) (ссылка на писатели).– Цхинвал: Южная Алания, 2009.– С.79.
Читайте также: