Коста хетагуров владикавказ стих

Обновлено: 22.11.2024

В стихотворении «Многоточия» влюбленный юноша довольно подробно описывает дом, где жила Анна Попова и у которого он проводил многие часы.

Высокий барский дом. подъезд с гербом старинным.
Узорчатый балкон. стеклянный мезонин.
Закрытый экипаж. ямщик с пером павлиным
И с медною трубой кондуктор-осетин.
Швейцар с подушками. лакей с дорожной кладью.
Уложена постель. увязан чемодан.
Шкатулка с письмами. с заветною тетрадью.
Вуаль пунцовая и стройный гибкий стан-
Толпа друзей, родных. улыбки. пожеланья.
Формальный поцелуй. платок для мелких слез.
Последнее "прощай", воздушные лобзанья.
Протяжный звук трубы. неровный шум колес.
Густая пыль столбом. и понеслась карета.
Завод. чугунный мост. базар….застава. степь.
Безумная. Постой! Не покидай поэта.
Не разрывай надежд и грез заветных цепь.
Не разрозняй аккорд могучий песнопенья,
Не разрушай алтарь и жертвенник святой
Чистилища души и храма вдохновенья, -
Вернись, несчастная. Безумная, постой.

Особняком, который находился двумя домами ниже здания Армянской церкви, описанным в этом стихотворении, и сейчас можно по­любоваться.

Напротив дома Поповых на поляне, за бульваром, стоял огромный валун, на котором Коста любил сидеть, рисовать.


Анна Попова

После своего первого возвращения из Петербурга во Владикавказ Коста как-то, проходя по Александровскому проспекту, увидел девушку, которая произвела на него большое впечатление; ему удалось узнать, что живет она рядом с Армянской церковью. Поэт подолгу проводил время напротив этого дома, на бульваре. Коста удалось познакомиться и подружиться не только с Анной Яковлевной Поповой, которой оказалась прекрасная незнакомка, но и со всей семьей Поповых, людьми передовых взглядов из купеческого сословия. Поэт испытывал чистое и нежное чувство к А.Я. Поповой и сделал ей предложение. Она не ответила ему взаимностью, хотя знала, что у них было много «общего, хорошего, незабвенного». Правда, в конце своей жизни она призналась: «В знак нашей дружбы я никому не дала слова, ни с кем не связывала свою жизнь и осталась с одинокой и скорбной душой».
Еще в 1888 г. Коста адресовал Анне Яковлевне следующие строки:

Скрывать, молчать, страдать безмолвно
Нет сил, терпенья больше нет, -
Как знать, - обижу ли вас кровно,
Найду ль сочувствье и ответ?
Но все, что так терзает душу,
На части разрывает грудь, -
Давно уж просится наружу,
Давно уж пробивает путь…

Позже Коста написал маслом портрет А.Я. Поповой, большеглазой красивой девушки, с печатью грустной задумчивости на лице.

В картине «Скорбящий ангел» Коста писал лицо ангела с Анны Яковлевны. И здесь уже черты ее лица приняли то страстно молитвенное выражение, каким оно, очевидно, виделось Коста-художнику. С этим домом связано еще одно произведение Коста – Посвящение к кавказской повести «Фатима»:

Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,
На руках из мишурного света
Я унес бы далеко, далеко тебя
И любил бы любовью поэта…

Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки ее безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно…

Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы…

Из воспоминаний Анны Поповой: «В 1887 г. 5-го мая Коста подбросил в окно акростих «Ах, с каким безграничным восторгом, дитя. » // Коста в жизни / сост. Р.К. Тедеты (Скифирон) (ссылка на писатели).– Цхинвал: Южная Алания, 2009.– С.79.

Читайте также: