Конкурс на стихи есенина

Обновлено: 25.12.2024

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой, как вспышка молнии, жизни — её эмоциональная насыщенность и интенсивность.

Родился Есенин 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове на Рязанщине в крестьянской семье. Пяти лет выучился читать, а с 8–9 лет начал писать стихи. Окончил Константиновское земское четырёхгодичное училище (1904–1909) и Спас-Клепиковскую школу (1909–1912). Затем приехал в Москву (1912) и полтора года слушал лекции в Народном университете Шанявского (1913–1914). Он много читал и, обладая редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.

Весной 1915 года он едет в Петроград «к Блоку» — «первому поэту России». «С него и началась моя литературная дорога», — с благодарностью будет потом вспоминать Есенин. Блоковские советы строже относиться к творческому труду, не спешить с публикациями («За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ. ») Есенин запомнит навсегда.

В Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом, который вскоре станет его учителем и с которым его всю жизнь будут связывать сложные отношения дружбы-вражды — Николаем Клюевым (1884–1937). Познакомился он и с другими известными писателями — М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус и др. С этого времени Есенин становится профессиональным писателем.

Его стремительное появление в литературе считали сказкой, чудом, сравнивали с внезапным явлением кометы.

«Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель».

Р. Ивнев
воспоминания о начале творческого пути Есенина

1916–1917

В начале 1916 года в Петрограде вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», получивший высокую оценку критики. В том же году Есенин был призван в армию и до Февральской революции 1917 года служил санитаром в военном поезде.

1917–1919

1917 — начало 1919-го — самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает Февральскую и Октябрьскую революции, хотя и «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», как напишет в автобиографии.

1919–1921

1919–1921 годы — время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики: «Вёслами отрубленных рук // Вы гребётесь в страну грядущего» («Кобыльи корабли»). Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал В. Ходасевичу, что «так „крыть“ большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».


Изображение с сайта Государственного музея-заповедника С. А. Есенина

В эти годы поэт входит в литературную группу имажинистов (от фр. и англ. image — образ). Основные принципы этого течения были провозглашены в коллективной «Декларации», опубликованной в конце января — начале февраля 1919 года. Однако есенинский имажинизм (его органическая образность) имел мало общего с имажинизмом В. Шершеневича и А. Мариенгофа, для которых стихотворение являлось «толпой или каталогом образов».

1921–1923

Двойственное отношение Есенина к советской действительности, на которую он смотрит глазами своих противостоящих друг другу героев «Страны Негодяев» — бандита Номаха (Махно) и комиссара Рассветова.

В 1922–1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878–1927) Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США. В одном из писем этого времени поэт отмечал:

«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом. Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод. Зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».

Сергей Есенин

Методические рекомендации

Начать разговор о творчестве поэта можно с чтения любимых стихотворений поэта. Это может быть конкурс на лучшего знатока стихотворений Есенина: учитель начинает читать стихотворение, а ребята продолжают. Интересно будет узнать, какое стихотворение самое популярное: на листе бумаги школьники записывают название стихотворения или первую строчку из него — так будет выявлено стихотворение-победитель, которое обязательно прозвучит полностью. Удачным дополнением к этой части урока будет презентация с видами русской природы, возможно, рязанских пейзажей, вдохновлявших поэта, и песнями на стихи Есенина.

Читайте также: