Композиция по стихам высоцкого

Обновлено: 04.11.2024

Мероприятие посвящено большому поэту современности, талантливому исполнителю авторской песни, гениальному актеру театра на Таганке, известному киноактеру. Проводилось в связи с празднованием 75-летия со дня рождения В. Высоцкого в 2013 году для старшеклассников.

ВложениеРазмер
vysotskiy._spasibo_chto_zhivoy.doc 69.5 КБ
vysotskiy._spasibo_chto_zhivoy3.ppt 2.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для 9-11 классов

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

учителя русского языка и литературы

Куценко Русланы Владимировны

Пророков нет в отечестве моем,

А вот теперь ушла и совесть.

Он больше не споет нам ни о чем,

И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать, и спеть умел,

Что наших душ в ответ дрожали струны.

Аккорд его срывался и звенел,

Чтоб нас заставить мучаться и думать.

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце разорвалось от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер! Да! И все же он поет,

И песни не дадут нам жить спокойно.

Песня Высоцкого «Баллада об уходе в рай» (видео)

«Высоцкий. Спасибо, что живой». Так называется фильм, вышедший в 2011 году, который совсем недавно был показан по ОРТ. Фильм, посвященный Владимиру Семеновичу Высоцкому. Такое же название носит и наша литературно-музыкальная композиция. Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, покорившего зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны. Творчество Владимира Высоцкого волнует сердца тысяч людей на протяжении многих лет, даже после его смерти. И если песни и стихи его живы, значит - жив он сам. Мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили его не таким, как в фильме, а таким, как в жизни…Итак, 75-летию со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого посвящается…

Наш вечер - это дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное.

Говорят, что именно времени дано судить, станет ли поэт Поэтом. Время доказывает, что Высоцкий стал таковым. Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать очень много. Он говорил: “Мне есть, что спеть перед Всевышним. ”

В 70-е годы 20 века его знала вся страна, несмотря на то, что запрещали печатать и слушать. Его слушали все, даже те, кто запрещал. У него была бешеная популярность при жизни не только в СССР, но и за рубежом. Он играл в одном из лучших театров страны главные роли, он любил одну из красивейших женщин – мировую знаменитость, киноактрису Марину Влади, он хорошо зарабатывал концертами, у него был единственный в Москве автомобиль «Мерседес», несмотря на запреты, ему удавалось изредка сниматься в кино…

Но он очень мучительно переживал то, что официально не был принят, власти делали вид, что такого поэта и певца не существует. Для артиста это было мукой. Человеком в кровь изрезанной душой был Владимир Высоцкий, который как истинный поэт пытался понять свое предназначение, найти свой путь.

На каждом концерте, спектакле, встрече, фильме он выкладывался так, как будто это было в последний раз. Он был все время в пути и на скорости. Он будто пытался успеть все. Но не успел…

Ещё одной звезды не стало.

И свет погас. Возьму упавшую гитару,

Расставшуюся с песней,

И снова слышен хриплый голос.

Немало судеб укололось

И над душой, что в синем небе,

Не властна смерть.

Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,

Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки.

На чёрном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив… (А. Дементьев. «Чёрный лебедь».)

Так кем же Владимир Высоцкий был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя?

Чем восхищался и чего не любил? Пусть сегодня каждый увидит и услышит “своего” Высоцкого. Исполнение учеником песни В.Высоцкого «Я не люблю».

Владимир Семенович родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, Семен Владимирович - участник Великой Отечественной войны, связист, служил в различных гарнизонах. Мать, Нина Максимовна, переводчица с немецкого языка работала при МВД СССР. Два года Володя провел с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вновь вернулся в Москву.

По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование – это специальность, а всё остальное – забава, Владимир поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал – душа рвалась на подмостки театра. Дома матери Владимир скажет так: "Ты, мама, не волнуйся, я знаю, придет время, я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть : "Это мой сын." Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет."

И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу – студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал комедии, стихотворные тексты для капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы. Душа требовала игры, свободы, страданий. С детства Володя был очень смелым, не боялся идти на риск, он говорил:

«Разберись – кто ты: трус иль избранник судьбы

И попробуй на вкус настоящей борьбы…»

«Баллада о борьбе». Владимир Высоцкий (видео)

Талант актера Высоцкого раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где Высоцкий работал с 1964 года и до конца жизни. Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопушка, и Лопахин в “Вишневом саде”, и Свидригайлов в спектакле “Преступление и наказание”. Это была его последняя премьера на Таганке.

Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом.! “Гамлет - это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В “Гамлете” я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким”. 18 июля 1980 года – в предынфарктном состоянии- сыграл он своего последнего Гамлета.

Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актерские работы в картинах “Хозяин тайги”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, “Вертикаль”, “Опасные гастроли”, “Служили два товарища”, “Интервенция”, “Короткие встречи”. Особую популярность Высоцкому - киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах - Жеглова (“Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (“Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он еще и пел.

«Это дело – авторская песня – требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни – деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и, конечно, в музыку».

Песни Высоцкого - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Настоящих друзей. Им можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, на них можно положиться, как на себя самого. О таких поется прежде всего в военных песнях. Каждая из этих песен, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души.

Высоцкий наполнял военные песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. Поэту верили. Словно эти песни были созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

В.Высоцкий «Он не вернулся из боя» (исполняет ученик).

Владимиром Высоцким написано более шестисот песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение - это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается.

Вот из-за этой “непонятности” и не терпела его вышестоящая власть. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы. Но не мог Владимир Семенович не петь, не выступать: “Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны”.

И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами. Так было и после первой травли в печати в 1968 году, когда появилась знаменитая “Охота на волков”. Тогда он был молодым и сильным: “За флажки, - жажда жизни сильней”. В. Высоцкий “Охота на волков”(видео).

На подпольные концерты Высоцкого невозможно было попасть, на спектакли театра на Таганке невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные “песни-роли”. И в общем-то это уже были не роли, а скорее - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!

Высоцкий очень часто мог меняться прямо на глазах у зрителей. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Очень многие исполняют песни Высоцкого. Одно из трогательных исполнений песни Высоцкого «Прерванный полет». Екатерина Гусева (видео)

Высоцкий - лирик. Высоцкий и любовь. Как гимн влюбленным написал он строки:

Я поля влюбленным постелю
- Пусть поют во сне и наяву.
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Сколько недосказал нам Высоцкий о любви всей своей жизни – французской актрисе Марине Влади. Это была красивая, длившаяся много лет, любовь двух бесконечно талантливых людей. Они познакомились в 1968 году после спектакля "Пугачев" на Таганке. 1 декабря 1970 года стали мужем и женой.

Но до самой смерти Высоцкого Марина Влади чаще жила во Франции. И всегда, когда Высоцкого осеняла новая песня, он звонил в Париж и любимая женщина становилась первой его слушательницей и ценительницей. Неспетые стихи Владимира Высоцкого, посвящённые Марине Влади.

Люблю тебя сейчас

Не тайно - напоказ.

Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом не хочу, а в будущем не знаю.

В прошедшем "Я любил" печальнее могил,

Все нежное во мне бескрылит и стреножит.

Хотя поэт поэтов говорил:

"Я Вас любил, любовь еще, быть может. "

Так говорят о брошенном, отцветшем -

И в этом жалость есть и снисходительность.

Как к свергнутому с трона королю.

Есть в этом сожаленье об ушедшем,

Стремленье, где утеряна стремительность,

И как бы недоверье к "Я люблю".

Люблю тебя теперь - без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас - я вен не перережу!

Во время, в продолжении теперь -

Я прошлым не дышу и будущим не грежу.

Приду и вброд и вплавь к тебе - хоть обезглавь!-

С цепями на ногах и с гирями по пуду.

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после "я люблю" добавил я "и буду".

За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: “Я жив 12 лет тобою. ” Следующая песня Владимира Семеновича звучит потрясающе тихо. И от этого она еще больше западает в душу. «Я несла свою беду…» Исполняет Марина Влади.

Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах?

Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. И продолжал работать. В последние два года Высоцкий пишет мало песен, все больше стихи. Стихи трагичные, мрачные, полные ожидания близкого конца, так же, как у Есенина.

За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение "Последний приют".

Спасибо, друг, что посетил

Последний мой приют.

Постой один среди могил,

Почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил,

Как распирало грудь,

Теперь ни голоса, ни сил,

Чтоб губы разомкнуть.

И воскресают, словно сон,

И в хриплый мой магнитофон

Я пел, и грезил, и творил-

Какую женщину любил!

Каких друзей имел!

Прощай, Таганка и кино!

Прощай, зеленый мир!

В могиле страшно и темно,

Вода течет из дыр.

Спасибо, друг, что посетил

Приют печальный мой.

Мы здесь все узники могил,

А ты - один живой!

За все, чем дышишь и живешь,

Зубами, брат, держись!

Когда умрешь, тогда поймешь,

Какая штука жизнь.

Прощай! Себя я пережил

И песни, что для Вас сложил,

Видео «Вопрос Высоцкому» ( Какой вопрос вы хотели бы задать…)

После клинической смерти он торопился жить, пытался успеть многое спеть, сказать. Но он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей любовью, и своей добротой. Все понимали, что жизнь его кончилась. А он все гнал своих коней.

Да вот только кони ему попались привередливые. Песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. В песне поражает всё. Человек сам себе поёт реквием. Сам себя гонит к «краю». Сам себя везёт к «последнему приюту».

Звучит песня В. Высоцкого “Кони привередливые”.

Кажется, что он просто устал от жизни, спел все, что посчитал нужным, и ушел. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.

Владимир Высоцкий - так названа открытая в 1986 году планета между орбитами Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. В городе Кургане появился сквер имени Владимира Высоцкого. Улицы во многих городах тоже носят его имя. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память. Высоцкий. Спасибо, что живой!

Читайте также: